portal.krasno.ru http://portal.krasno.ru/ |
|
Иммануил Кант http://portal.krasno.ru/viewtopic.php?f=4&t=3209 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Philosophus [ Вс 22 апр, 2007 11:45 ] |
Заголовок сообщения: | Иммануил Кант |
Уважаемые посетители форума Культура, в этот день 22 апреля 1724 года в славном восточно-прусском городе Кенигсберге (теперь - наш Калининград) в семье потомственного шорника Иоганна Георга Канта родился сын Иммануил, который не пошел по родительским стопам, а выбрал для себя нелегкую стезю изучения философии. Имя Канта вызывает у непосвященных представление о каком-то чрезвычайно усложненном, рафинированном и далеком от реальной жизни способе мышления. Вместе с тем за Кантом признается причастность к некой недоступной для рядовых людей высшей мудрости. Но все это лишь на поверхностный взгляд. Неисчислимы заслуги Канта перед философией, - в ее истории он один из великих, фигура в одном ряду с Платоном, Аристотелем, Декартом, Спинозой, - но для мировой истории мысли он, прежде всего, философ свободы. В своих сочинениях "Критика практического разума" и "Метафизика нравствености" Кант обосновал автономность морали, ее независимость от любой эмпирической мотивации. Именно это обстоятельство, которое он считал аксиомой человеческого мышления, Кант положил в основание своего учения о свободе. Мы свободны только потому, что вопреки требованиям удобства и иногда даже вопреки требованиям сохранения жизни поступаем по-своему, - как того требует присущий нам от рождения моральный императив. Над этим законом внутри нас не может встать ни земная власть, ни небесная. "Человек - это звучит гордо" - такое можно было сказать только после Канта. Да, потом пришел Ницше, который изрядно потрепал парик старика Канта, высмеяв терию морального императива. Но то были частности. Спустя два с лишним столетия споров, пересмотров и открытий философия сохранила свою родовую черту, которая так ярко проявилась у Канта - суверенность мысли, которая одна может сделать человека свободным. |
Автор: | Декамерон [ Вс 22 апр, 2007 13:08 ] |
Заголовок сообщения: | |
Я вообще Ницше не люблю. Идея суперчеловека может существовать, на мой взгляд, только в теории. Да и светлого гуманизма ему явно не хватает... |
Автор: | HELLoRUSh [ Вс 22 апр, 2007 13:22 ] |
Заголовок сообщения: | |
Ну тада и тёзку тутошнего заодно поздравляем, тем более его тоже судьба в философию понесла ![]() |
Автор: | Читик [ Вс 22 апр, 2007 14:46 ] |
Заголовок сообщения: | |
To HELLoRUSH: Тема Канта не для стёба. |
Автор: | Philosophus [ Вс 22 апр, 2007 15:37 ] |
Заголовок сообщения: | |
Декамерон писал(а): Я вообще Ницше не люблю. Идея суперчеловека может существовать, на мой взгляд, только в теории. Да и светлого гуманизма ему явно не хватает... |
Автор: | Вячеслав Гуртовой [ Вс 22 апр, 2007 16:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иммануил Кант |
Philosophus писал(а): Да, потом пришел Ницше, который изрядно потрепал парик старика Канта, вымеяв терию морального императива. Но то были частности. При всем моем уважении к гению Иммануила Канта: Древний Рим разрушили именно философы.(зажрались просто) Так было и с марксизмом ("Три источника и три составные части марксизма"). Кант - Ницше - Шопенгауер - Гитлер - ![]() Так, что польза, судя по всему, от философии интересна разуму, но контрпродуктивна для людей вцелом, пока народ сам этого не поймет. По своей сути мы дети природы и задача философов - только правильно поставить задачу, и не дай бог участвовать в ее обсуждении. |
Автор: | Philosophus [ Пн 23 апр, 2007 09:57 ] |
Заголовок сообщения: | |
I. "Критика практического разума" и "Критика чистого разума" - это два разных прозведения Канта. Первое посвящено этике, второе - вопросам познания. Есть еще "Критика способности суждения" - она об эстетике. II. Не могу сказать, что я знаток Канта, но считаю, что разбираюсь в основополагающей проблематике его философии. Так что, у кого есть вопросы, задавайте... |
Автор: | Pastor [ Пн 23 апр, 2007 10:11 ] |
Заголовок сообщения: | |
а не могли бы вы кратко описать оба произведения: поставленные задачи, главный вопрос, основные пункты рассуждения, теоретические и практические выводы, философские оппоненты и противопоставления. Буду очень признателен! |
Автор: | Philosophus [ Пн 23 апр, 2007 17:40 ] |
Заголовок сообщения: | |
Pastor писал(а): а не могли бы вы кратко описать оба произведения: поставленные задачи, главный вопрос, основные пункты рассуждения, теоретические и практические выводы, философские оппоненты и противопоставления. Буду очень признателен! Обязательно подготовлю доклад. Ждите... |
Автор: | HELLoRUSh [ Пн 23 апр, 2007 19:34 ] |
Заголовок сообщения: | |
С ссылочками пожалста ![]() |
Автор: | Philosophus [ Пн 30 апр, 2007 12:57 ] |
Заголовок сообщения: | |
Итак, обещанный экскурс в философское наследие И. Канта. Сегодня поговорим о "Критике чистого разума". Это первая из кантовских "критик", вышла в свет в 1781 году (второе, дополненное издание - в 1787 году). Почему "критика" и почему разум здесь назван "чистым"? 1. Кант был реформатором в философии. Свое учение он позиционировал как оппонирующее предшествующей "догматистской" традиции, в которой утверждалась непогрешимость разума и адекватность его понятий нашему опытному познанию мира. В связи с этим кантовская "критика" является некой ситуацией рефлексии разума, при которой сам разум честно задает себе самому вопросы о том, насколько правомочны его притязания на истинность в фундаментальных вопросах познания. 2. "Чистый" разум - значит разум, чьи выводы не обусловлены опытом, а строятся исключительно на ментальной активности самого разума. О терминологическом аппарате. 1. Кант вводит формально новое для философии понятие - a priori (лат. изначально). Этим описательным термином обозначаются до-опытные, до-эмпирические типы суждений, которые могут претендовать на обозначения всеобщих, объективных и истинных. 2. Далее. Канта интересуют т.н. "априорные синтетические суждения" - такие суждения, которые расширяли бы наше познания не только внутри нашего опыта (апостериорные синтетические суждения), но и выводили бы его за пределы опыта. 3. Отсюда термин "трансцендентальный" (лат. transcendere - переходить) - т.е. такой вид активности познающего разума, при котором он "переходит" границы возможного опыта и создает вне-опытные формы отношения к непознаваемой реальности. 4. Реальность (ноумен), по Канту, не поддается нашему познанию. Мы имеем дело лишь с чувственными данными (феномен). 5. Кант вводит трехчастное деление познающей способности человека на чувственность (область трансцендентальной эстетики), рассудок (область трансцендентальной аналитики) и разум (область трансцендентальной диалектики). Продолжение следует... |
Автор: | Philosophus [ Пн 30 апр, 2007 16:43 ] |
Заголовок сообщения: | |
Продолжим. Объектом чувств, являются уже упомянутые выше "феномены", что же касается "ноуменов" (вещи-в-себе), то они, по Канту, недоступны для нашего сознания - трансцендентны ему. Любому эмпирическому опыту "априорно" предшествуют две формы чувственного восприятия - пространство и время. С помощью этих форм сознание упорядочивает поступающие чувственные данные. Эти же категории в качестве источника априорных синтетических суждений - основа для точных, математических наук. Рассудок - "второй этаж" человеческого сознания. Объектом синтетической функции рассудка являются категории пространства и времени. Генерируемые рассудком категории трансцендентальной аналитики - это единство, множество, причина, субстанция, возможность и т.д. (всего - 12). Все перечисленное, строго говоря, не выводится нами из опыта, оно - результат "продуктивного воображения" рассудка. Подобно тому как на основе трансцендентальной эстетики возникает математика, на основе трансцендентальной аналитики возникают т.н. естественные науки. Наконец, разум в собственном смысле слова, "чистый разум" - область трансцендентальной диалектики. Здесь Кант выступает не просто реформатором, а, скорее, революционером. Разум имеет дело не с опытом, а исключительно с рассудочными категориями. Результат творческой активности разума - трансцендентальные идеи, главные среди которых идея мира, идея души, идея Бога. Философы-рационалисты ("догматики") не подвергали сомнению недвусмысленную истинность этих идей, их адекватность постигаемой в опыте действительности. Кант усомнился. Он показал, что трансцендентальная диалектика - это область, где познающий субъект вступает в неизбежное противоречие сам с собой - на всякий тезис у него есть антитезис. Кант назвал эту ситуацию антиномией. Их у него четыре. 1. Мир имеет начало в пространстве и времени - Мир бессконечен в обоих отношениях. 2. Мир состоит из простых объектов - Мир состоит из сложных объектов. 3. В мире есть свобода - В мире царит необходимость. 4. Все случайное восходит к необходимой сущности (Бог) - В мире все случайно и обусловлено. Каждое из представленных суждений, согласно Канту, и истинно, и ложно одновременно. Иными словами, разум не дает однозначных ответов на самые главные вопросы. Рационалист и скептик - каждый с полным правом - останется при своем мнении. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |