Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: Пн 17 июн, 2024 09:02



Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
 Человек не знает, на что он способен 
Автор Сообщение
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн 26 дек, 2005 19:36
Сообщения: 670
Откуда: г. Красноармейск
Сообщение Человек не знает, на что он способен
[shadow=red]ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН

[/shadow]



"Вы спросите, разве правильно в каждом видеть злодея?
Конечно. Ведь каждый и есть злодей. Неужели это не очевидно?"
Бернард Шоу


"Если человек поступает по-свински, он говорит:
"Помилуйте, я всего лишь человек!".
А если с ним поступают по-свински, он восклицает:
"Позвольте, я ведь тоже человек!"
Карл Краус


Солдаты Третьего Рейха на Нюрнбергском процессе все,
как один, твердили: "виноват фюрер, мы выполняли приказ"



Не так давно на канале ТВЦ я смотрел французский детектив "И как Икар", в котором показали один любопытный психологический эксперимент. О нем я коротко читал раньше, а в кино увидел некоторые подробности (фильм художественный, но эксперимент был показан вполне реально). В психологической литературе его именуют экспериментом Милгрэма (впервые его провел социальный психолог Стэнли Милгрэм в середине 70-х годов прошлого уже века). Данный эксперимент в свое время вызвал шок у некоторых психологов и прочих ученых мужей, т.к. слегка приоткрыл завесу над темной стороной души человеческой. Никогда не знаешь наверняка, что можно ожидать от других людей и даже от себя, поэтому знание психологии личности позволит нам быть готовыми к некоторым сюрпризам. Думаю, вам будет интересно узнать о нем.



Эксперимент Милгрэма



Позволю себе вольный пересказ фрагмента фильма по существу.

По сюжету фильма одного важного прокурора пригласили понаблюдать за ходом эксперимента, который мог помочь ему в раскручивании одного крупномасштабного уголовного дела (в которое мы не будем вдаваться). Он приехал в психологическую лабораторию, где его встретил, назовем его так - главный психолог. После некоторых формальных любезностей главный психолог проводил прокурора в специальную комнатку и объяснил:
- За стеклом, которое перед вами, вы видите лабораторию, где все и будет происходить. Это стекло - с односторонней видимостью, т.е. вам отсюда видно, а оттуда вас не видно. Вы также будете хорошо слышать все разговоры, которые будут происходить в лаборатории, благодаря звуковым динамикам тут и скрытым микрофонам там.
- А в чем смысл эксперимента? - спросил прокурор.
- Мы проверяем гипотезу о том, что если человека во время обучения подвергать наказаниям за ошибки, то такое стимулирование позволит ему лучше усваивать материал.

Вскоре в лабораторию вошли психолог в белом халате и два подопытных участника - мужики приличного среднестатистического вида. Прокурор устроился поудобнее в кресле и вместе с главным психологом стал наблюдать за ходом эксперимента.

Психолог в белом халате представился мужикам просто руководителем и приветливо обратился к ним:
- Итак, господа, цель нашего эксперимента - проверить предположение о том, что если во время обучения ученика наказывать за ошибки, то эффективность его обучения должна возрасти. Для этого один из вас будет исполнять роль учителя, а другой - ученика. Сначала давайте бросим жребий, чтобы распределить роли, - психолог протянул им тарелку с двумя бумажками, - выбирайте одну из них. Кто первый? Тяните сначала вы, мистер Фикс.
Лысый мужик вытянул листок с надписью "учитель".
- Очень хорошо, - сказал психолог. - вам повезло, мистер Фикс, вы будете учителем, следовательно, мистер Паспарту будет учеником. Подойдите, пожалуйста, сюда, мистер Паспарту, - психолог дружественно обратился к другому мужику и указал жестом на кресло, напоминающее электрический стул, - садитесь в кресло ученика, и я подготовлю вас к эксперименту.

Паспарту сел в кресло, к которому психолог крепко пристегнул его ремнями. Затем он стал наносить на тыльные стороны ладоней Паспарту какую-то кремовидную консистенцию. Надо заметить, что на лице последнего выражались слабые признаки тревоги.
- А для чего эта мазь? - спросил Фикс-учитель, который с любопытством наблюдал за действиями психолога-руководителя.
- Чтобы не было ожогов.
После такого ответа физиономия ученика Паспарту выразила панику, и он спросил:
- А больно не будет?
- Будет немного, но терпимо. Не волнуйтесь, - психолог прикреплял электрические провода к рукам Паспарту, - этот эксперимент мы проводили уже десятки раз и сегодня - очередной такой случай, т.к. нам нужно много опытов для статистики. Все будет хорошо, - его речь была уверенной, доброжелательной и вселяла спокойствие.

После того, как ученик был готов, психолог обратился к учителю:
- А вы, мистер Фикс, садитесь за этот оборудованный учительский стол. Это рычаги, - психолог указал на длинный ряд переключателей на столе, - двигая которыми, вы будете посылать вашему ученику электрические импульсы в наказание за неправильные ответы. Напряжение тока возрастает слева направо: если двинуть вперед самый левый рычаг, то ученик получит электрический удар в 15 вольт, следующий рычаг - 30, следующие 45, 60 и так далее с шагом 15 вольт до 450.
- Ого! А это не смертельно? - спросил учитель Фикс.
- Не беспокойтесь, мы знаем, что делаем, - с улыбкой ответил психолог и протянул учителю лист бумаги, - вот список слов, которые располагаются по парам - имена существительные и определяющие их прилагательные, например:

ветер - сильный
зверь - страшный
океан - глубокий
и так далее.

Список достаточно длинный. Сначала вы должны будете зачитать все слова попарно, внятно, не торопясь, чтобы ваш ученик - мистер Паспарту, успевал вникать. После этого вы проведете экзамен: вы будете зачитывать по порядку только существительные, а мистер Паспарту должен будет называть соответствующие прилагательные. Если он будет ошибаться, то за первую ошибку вы, двигая первый рычаг, должны будете послать ему в качестве наказания импульс в 15 вольт, за вторую - 30 вольт, за третью - 45 и так далее. Напряжение следует повышать до тех пор, пока ученик не назовет все слова безошибочно. Величина напряжения, мистер Фикс, не должна вас смущать, - мы знаем, что делаем. И еще: что бы вам ни говорил ученик, продолжайте эксперимент. Эксперимент надо довести до конца. Хорошо?
- Хорошо, - ответил учитель Фикс.

Прокурор, внимательно наблюдавший за всем, что происходило в лаборатории, спросил у главного психолога:
- А где вы находите участников эксперимента?
- По газетному объявлению примерно такого содержания: "Требуются желающие для участия в эксперименте. Оплата - 6 долларов в час".

Тем временем учитель неторопливо зачитывал ученику весь длинный список слов по парам. Прочитав до конца, он спросил у руководителя:
- Итак, теперь я должен буду называть существительные из левой колонки, а мистер Паспарту должен будет называть соответствующие прилагательные из правой, так?
- Совершенно верно, мистер Фикс, - ответил психолог.
Учитель произнес несколько существительных и вначале получил правильные ответы ученика. Где-то на четвертом слове ученик допустил первую ошибку. Учитель двинул вперед первый рычаг, и ученик слегка вздрогнул от слабого 15-вольтного удара. После второй ошибки учитель двинул следующий рычаг - 30 вольт, и ученик дернулся чуть сильней. С каждой следующей ошибкой учитель посылал ученику возрастающие по напряжению электрические импульсы. Когда он дошел примерно до 120 вольт, ученик покрылся испариной - было видно, что он испытывает физический дискомфорт и сильно обеспокоен.

- Дерево, - прочитал очередное слово учитель.
- Зеленое.
- Подумайте хорошенько, мистер Паспарту. Думаете, мне охота причинять вам страдания?
- Ветвистое.
- Не правильно, дерево - высокое, - и учитель передвинул рычаг 135 вольт.
Ученик громко вскрикнул и стал глубоко дышать. Учитель посмотрел на психолога, дескать, что делать дальше.
- Продолжайте, мистер Фикс, - невозмутимо ответил руководитель.
Учитель, видя, что ученик страдает от боли, некоторое время колебался: продолжать ли дальше его тиранизировать или остановиться? Через некоторое время он решил продолжать.

Главный психолог пояснил ситуацию прокурору:
- Если бы мистер Фикс остановился, то это было бы равносильно признанию собственных ошибок. Но люди не любят признавать своих ошибок.

(Если человек способен признавать свои ошибки, значит, он чего-то стоит, - не так ли, друзья?).

Учитель назвал очередное слово, но ученик, похоже, не мог вспомнить соответствующее ему прилагательное. Видя, что психолог отвлекся, учитель попытался подсказать ученику нужное слово.

- Видите, - обратился главный психолог к прокурору, - мистеру Фиксу не хочется терзать ни в чем не повинного человека, и он был бы рад прекратить это гнусное дело, но его привычка подчиняться власти (в данном случае власть для него выступает в лице руководителя в белом халате) превышает силу сострадания и заставляет мучить ученика.

После того, как учитель дошел примерно до 225 вольт, ученик стал вырываться и громко кричать, что ему плохо, что он отказывается участвовать в эксперименте и пусть они засунут эти гребаные шесть баксов куда им угодно.
- Что делать дальше? - спросил у психолога потрясенный учитель, - ему, наверное, действительно плохо.
- Надо довести эксперимент до конца. Продолжайте.
Когда ученик более-менее успокоился, учитель внятно произнес очередное слово из списка. Ученик сидел молча и тяжело дышал, не обращая никакого внимания на вопрос.
- Он не хочет отвечать, - сказал учитель руководителю.
- По правилам эксперимента, отсутствие ответа приравнивается к неверному ответу. Продолжайте, - невозмутимо ответил психолог.
Учитель Фикс, слегка поколебавшись, выдал очередную порцию электрического заряда, и ученик сильно дернулся и завопил от боли. Эксперимент продолжался. Ученик при получении ударов издавал душераздирающие вопли и умолял учителя прекратить истязания. Учитель же, хоть и сопереживал и чувствовал себя при этом неловко, но, подчиняясь руководителю, со словами "о, господи", тем не менее, наращивал напряжение тока очередного электрического импульса.

Примерно в районе 360 вольт ученик перестал подавать признаки жизни и не реагировал на вопросы.
- Что делать дальше? - спросил учитель Фикс.
- Продолжать эксперимент.
- Но ведь ученик ничего не воспринимает!
- Это не важно. Надо довести эксперимент до конца.
- А если он умрет?
- Это не должно вас волновать, мистер Фикс. Всю ответственность за любые последствия мы берем на себя, - психолог был спокоен.
Учитель послал ученику очередной удар тока.

Главный психолог сказал прокурору:
- Как видите, учитель слепо подчиняется власти. Он не чувствует ответственности за свои поступки, потому что власть взяла ее на себя. Раз организаторы не волнуются, значит, ничего страшного не происходит, им видней, поэтому мистер Фикс продолжает выполнять приказы власти; его даже не смущает их нелепость - ведь, посудите сами - не глупо ли наказывать ученика, который ничего не воспринимает? Кроме того, любой школьник знает, что 375 вольт могут быть смертельными при определенной силе тока, однако, мистера Фикса это не смущает, хотя ему ничего не известно о величине силы тока. Он доверяет власти, хоть и не уверен, что она права. Люди больше склонны выполнять приказы власти, чем задаваться вопросом об их разумности.
- Летчики, которые по приказу правительства бомбят города мирных жителей; полицейские, которые колотят дубинками неугодных демонстрантов - точно так же подчиняются власти, не чувствуя ответственности за свои поступки, - добавил прокурор.
- Совершенно верно.

Тем временем ученик, хоть и подскочил в кресле после очередного разряда, но по-прежнему не подавал признаков жизни. В этот момент в лабораторию явился второй психолог в белом халате и нервозным тоном заявил первому:
- Я думаю, эксперимент надо прекратить.
- Да ты что? Ни в коем случае!
- Нет, надо. У него сердце может остановиться, вдруг, чего доброго, окочурится?
- Да ладно тебе, еще ни разу ничего подобного не было. Продолжайте, мистер Фикс!
На этот раз учитель Фикс, видя такие принципиальные разногласия в руководстве, решительно возмутился:
- Да вы сначала сами между собой разберитесь! Один говорит, хватит, другой - продолжай, а если я сейчас, чего доброго, завалю человека, то, что тогда?
- Еще раз повторяю вам: это не ваша проблема, мистер Фикс. Кроме того, было бы очень неразумно прекратить эксперимент, когда он уже почти завершен. И мы ведь договорились, что должны довести его до конца. Продолжайте, пожалуйста, мистер Фикс!

Главный психолог прокомментировал вышесказанное:
- Как только власть начинает проявлять нерешительность, подчиненный тут же пытается выйти из-под ее контроля.

После некоторых пререканий, учитель Фикс все-таки продолжил и довел напряжение до 405 вольт. В результате ученик на электрическом стуле стал совсем плохой - вид неважный, то бьется в конвульсиях, то теряет сознание и, конечно же, пена изо рта. Учитель Фикс не выдержал столь жуткого зрелища и наотрез отказался продолжать эксперимент.

Прокурор озабоченно спросил у главного психолога:
- Что с учеником?
- Не думаете же вы, что мы погубили человека? - спросил в свою очередь главный психолог.
- Не знаю, но ведь каждый школьник понимает, что напряжение нехилое! - лицо прокурора выражало тревогу.
- Да, нехилое. Но на самом деле ученик не получал никаких ударов тока.
- Как же не получал? Все было как будто реально!
- Вот именно, как будто. Ученик Паспарту - хороший актер - наш человек, который успешно дурачился, делая вид, что неимоверно страдает от действий учителя.
- А как же вы тогда собираетесь проверить правильность вашей гипотезы о пользе наказания в процессе обучения?
- Мы этого делать не собираемся, потому что эта гипотеза - подставная. На самом деле нас интересовало другое - поведение одного человека.
- Кого же?
- Мистера Фикса, учителя. Это именно он главный герой спектакля.
- А если бы ему выпала роль ученика?
- Это было невозможно, потому что ему была изначально отведена роль учителя, правда, он этого не знал. Мы предоставили ему иллюзию выбора: он первым тянул жребий из двух листков, на обратной стороне каждого из которых было написано: "учитель".
- С какой целью?
- Настоящая цель эксперимента состояла в том, чтобы определить, до какой степени нормальные цивилизованные люди способны причинять страдания себе подобным, ни в чем не виноватым людям, слепо выполняя, порой, не вполне разумные приказы, исходящие от власти.
- И до какой же степени? - спросил прокурор.
- 63 процента учителей, не взирая на мольбы и страдания учеников, подчиняясь руководителю, доходили до предела - 450 вольт. И, надо заметить, что это были вполне приличные, респектабельные, уважаемые люди.
Прокурор, после некоторого раздумья эмоционально возмутился:
- Скажу вам откровенно, что ваш эксперимент очень жесток!
Главный психолог спокойно ответил:
- Но ведь вы сами досидели до 405 вольт и только потом озаботились состоянием ученика, хотя могли бы забить тревогу раньше. Значит ли это, что вы жестоки?
Прокурор, как было видно, сначала вознегодовал, но затем, пошевелив мозгами, признал справедливость такой постановки вопроса.



Нормальные люди способны на весьма отвратительные поступки

Сам талантливый экспериментатор Стэнли Милгрэм, сделал такой основной вывод из своего эксперимента: нормальные психически здоровые люди способны совершить много дурных необдуманных поступков по приказу власти. Причем, надо заметить, что в экспериментах Милгрэма руководитель не имел никакой фактической власти над учителем; единственными его атрибутами, как руководителя, были лишь белый халат и то, что он сам представлялся, как руководитель. А т.к. в реальной жизни власть, все-таки, имеет реальные полномочия, то подчиниться ей еще легче.

Эксперименты Милгрэма мы можем наблюдать в жизни на каждом шагу.

Как вы знаете, во время Великой Отечественной войны фашисты учредили на оккупированных советских территориях такую должность, как полицай. Те, кто шел в полицаи, именовались предателями, т.к. подчинялись власти врагов и помогали им угнетать своих же соотечественников за вознаграждение (сало, одежда, полномочия, опять же - автомат шмассер немецкого качества…). "Сколько на свете людей, которые за какие-то гроши становятся гонителями, истязателями, палачами себе подобных!" - воскликнул Вольтер. Хоть полицаи были в народе и не в почете, но сами они наверняка имели точку зрения, оправдывающую свои поступки. Полицай - это не столько социальная роль, сколько состояние души. Если вдруг вновь появится такая должность, то, уверяю вас, вакантные места будут заняты. А где же эти полицаи сейчас? - спросите вы. Они где-то рядом - это вполне порядочные люди, про многих из которых можно с уверенностью сказать: отличный семьянин, в связях, порочащих его, не замечен. Просто сейчас у них другие социальные роли - они занимают обычные должности в разных организациях, и даже сами не подозревают, что в них дремлет полицай, который может быть востребован соответствующей ситуацией. Была бы власть и гонорар, а исполнители найдутся.

Хорошие люди легко совершают плохие поступки.

Порой люди так увлекаются процессом соблюдения правил, что забывают о том, что правила созданы для людей, а не люди для правил. Некоторые медики не станут лечить больного, если у него при себе не окажется полиса обязательного медицинского страхования, пока он не умрет (как один несчастный 20-летний парень из деревни Саратовка Чугуевского района).

Природа спрятала в лабиринтах человеческой личности много мрачных закоулков.

Роберт Грин в своей книге "48 законов власти" привел один потрясающий пример, достойный человеческой природы (в разделе закона 11). Однажды, в средние века, один наемный солдат спас от иностранных захватчиков Сиену - город в Тоскане (Италия). Причем, спас в буквальном смысле - если бы не он, то город мог потерять свободу, и многим жителям просто-напросто была бы крышка. Конечно, он стал героем. Конечно, благодарные жители решили его наградить, но не знали, как - любое подношение с их стороны не могло и близко сравниться с тем, что сделал для них спаситель. Даже если солдату вручить власть над городом - и то это будет лишь незначительной платой. В общем, у горожан появилась пресловутая проблема - что делать? Надо сказать, что солдат свое дело сделал, и больше никакого проку от него не было, поэтому он стал обузой для благодарных жителей. Долго думали достопочтенные отцы города, как не ударить лицом в грязь, и, наконец, один из них внес поразительно гениальное предложение, на которое только вообще был способен человек. Наверное, он вытащил его из самого смрадного уголка своей души. Только послушайте, что он придумал: "Давайте его умертвим и сделаем святым покровителем города!". "Что они и сделали", - завершает Грин эту прискорбную историю.

Конечно, надо учитывать мировоззрение и нравы людей той эпохи, но, тем не менее, шедеврально, не правда ли? Воистину, не знает границ человеческая благодарность! Предполагаю, что между мэром города и солдатом мог состояться такой разговор:
- Ну, мы типа посовещались и решили, короче, хотим тебя, того, как это говорится, причислить к лику святых.
Солдат от скромности смутился:
- Да ладно вам, никакой я не святой, я просто выполнил свой долг…
- Нет, нет, это не просто долг, ты, можно сказать, дал нам вторую жизнь, ты нам теперь вроде как отец родной!
- Спасибо, конечно, но мне ни к чему лишние почести и громкие титулы.
- К чему или ни к чему - какая разница? Важно, что мы отплатим тебе по полной программе, и никто не посмеет сказать, что я свинья неблагодарная! Хе-хе. Пошли, короче, собирайся.
- Куда?
- И он еще спрашивает! Будешь готовиться к ритуалу вознесения, так сказать. В рай, как говорится, путевку тебе выпишем.
Только теперь до солдата стало доходить, какой подарок ему уготовлен - к почетному лику святых причисляют только после смерти. Адреналин брызнул фонтаном в кровь, сердце свело, он побледнел и произнес дрожащим голосом:
- Но… я не хочу в рай! Сейчас, по крайней мере.
- Дурачок, - мэр по-отечески похлопал солдатика по щеке, - счастья своего не видишь!
Спаситель города в полной мере осознал ужас ситуации, как говорят некоторые - жесточайшая измена охватила его, и инстинкт самосохранения заставил воскликнуть:
- Господи Иисусе! Вы что, охренели? Лучше бы мне было сгореть на войне вместе с вашим чертовым городом, чем получить такой дьявольский подарок!
- Не богохульствуй! А то так, чего доброго, вместо рая в ад загремишь! Стража, взять его!
Спасители всегда плохо кончали.

Люди часто причиняют добро другим назло.

Эксперимент Милгрэма отражается также в любимой игре современного человечества - сначала разбомбить все по-черному, затем оказать гуманитарную помощь тем, кто выжил. А на досуге трубить о гуманизме.

Вежлив бывает и палач.



А как бы поступили мы?

Однако Милгрэм, проведя свой эксперимент, не смог дать ответ на один важный вопрос, а именно: какие личные качества отличают то большинство, которое доводило эксперимент до конца, от того меньшинства, которое отказывалось его продолжать? Ведь среди тех учителей, которые, невзирая на нечеловеческие крики учеников, доходили до 450 вольт, были как мужчины, так и женщины, люди разных возрастов, профессий и т.д., все они были добропорядочны, без садистских склонностей и параноидальных тенденций.

Когда я пересказал содержание эксперимента Милгрэма одному своему знакомому, он спросил меня:
- А как бы поступил ты на месте учителя?
Адекватный ответ на этот вопрос, конечно же, можно было бы дать только после участия в таком эксперименте. И любые предположения о том, что "при обнаружении малейших страданий ученика, я тут же отказался бы от продолжения экзекуции", - это всего лишь предположения, которые легко делать задним умом. Поэтому, я ответил: "Не знаю". (Может быть, я задал бы руководителю в белом халате вопрос: если цель эксперимента - выявить зависимость качества обучения от наказания, то тогда, следовательно, абсолютно не важно, кто будет истязать ученика; поэтому, почему вы сами не займете почетное место учителя, а предоставляете эту честь мне?). Перед своим экспериментом Милгрэм просил психиатров, психоаналитиков и прочих психологов и других своих знакомых предположить, сколько же учителей дойдет до предела. Большинство из них отвечали, что примерно 1 процент - и то это будут какие-то ненормальные садомазохисты. И те 63 процента настойчивых учителей, которые доходили до 450 вольт, скорее всего, думали так же. Когда после проведения эксперимента учителей спрашивали: "Согласились ли бы вы еще раз поучаствовать в роли учителя, уже за тысячу долларов?", то все они, как один, отказывались. Как говорится, задним умом мы все крепки. Но на деле, теряя здравый рассудок и отдаваясь во власть стереотипов, люди иногда могут такое учудить, что потом самим бывает страшно стыдно.

Да, уж, друзья, странное это существо - человек, но такова его природа.

Источник www.orator.ru


Вт 07 мар, 2006 00:40
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Современная наука с радостью наивного ребёнка изобретает велосипед, который был известен людям ещё тысячи лет назад.
Был бы здесь Пастор, он посоветовал бы почаще читать Библию. Ну а я приведу пример из своей области.
Каждый человек, изучавший в институте курс философии, помнит о Сократе. Сократ был древнегреческим философом и, в основном, в течение всей жизни бродил по Афинам и беседовал со знакомыми гражданами о справедливости, о красоте, благе и т.п. Философствовал. В 499 г. до н.э. в возрасте 70 лет он был привлечён к суду по нелепым и смехотворным обвинениям и приговорён к смертной казни. Судьи (обычные рядовые граждане Афин), естественно, не собирались казнить невинного старика, но они хотели преподать урок человеку, который достал их своими разговорами и спорами (переспорить Сократа не мог никто). Однако суд попал в юридическую ловушку. Судьи признали Сократа виновным (надо же наказать болтливого старикашку). Однако по афинским законам обвиняемый, признанный виновным, должен был предложить для себя альтернативное наказание (первое предлагал обвинитель), а суд, опять же, решал, какое наказание предпочтительнее. Думали, что Сократ отделается штрафом. Но проблема в данном случае состояла в том, что Сократ виновным себя не признал и отказался предложить себе наказание, более того, потребовал награды, расценивая свою деятельность как благо для родных Афин. Таким образом выход остался лишь один: принять наказание, предложенное обвинителем. Это была смертная казнь. Так добропорядочные культурные афинские граждане осудили на смерть невинного старика.
Это произвело шок в среде афинян, которые по праву гордились своей высокой культурой и своими законами.
Вот так маленький компромисс со своей совестью может привести к большой трагедии.
Нечто подобное мы наблюдаем в нашем обществе 20-х-30-х годов прошлого века. Сейчас много говорят о репрессиях, виновниками которых якобы были Сталин и Ко. На самом деле практически все решения об исключении (из ЦК, из партии, с работы и пр.) будущих "врагов народа" принимались на общих собраниях почти единогласно при ничтожном числе воздержавшихся. Голосовали злодеи, садисты, агенты "органов", бессильные марионетки? Нет, обычные граждане, которые часто сами же и с энтузиазмом докладывали на тех же собраниях о "крамольных" разговорах или поступках своих бывших товарищей и коллег. Это были такие же люди, как и мы, более того - наши деды и прадеды, многие из которых через некоторое время оказывались на том же месте обвиняемых.
Думается, это всегда трагедия. Трагедия людей, ленящихся мыслить и обдумывать каждый свой шаг, привыкших полагаться на власть, начальство, коллег, друзей, традицию, порядок, руководящие указания и пр. и пр.
Всё это говорит о том, что человеческая природа когда-то в незапамятные времена подверглась глубокой порче и теперь, если мы не хотим, чтобы эта порча захватила и уничтожила нас окончательно, мы должны сохранять постоянную бдительность, во что бы то ни стало держаться за твёрдые духовные ориентиры, постоянно следить за собой, обдумывать всё, что думаем и делаем, оценивать последствия своих выборов и решений, ни на минуту не забывая, что утрата духовной дисциплины и самосознания на одно лишь мгновение, может разрушить и пустить по ветру и нашу жизнь и жизни многих и многих наших близких, знакомых, дальних и т.д.

_________________
Изображение
Изображение


Вт 07 мар, 2006 02:53
Профиль
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн 26 дек, 2005 19:36
Сообщения: 670
Откуда: г. Красноармейск
Сообщение 
Человек способен противостоять толпе

Как устоять в толпе? Группы людей могут быть разными — от слаженно марширующего войскового подразделения до толпы футбольных болельщиков. Различаются правила поведения и управления этими группами. Принято считать, что самая опасная из таких групп — потерявшая ориентиры толпа, ибо её поведение невозможно предсказать и контролировать.

Профессор психологического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Акоп Погосович Назаретян — с таким утверждением категорически не согласен. Управлять толпой, считает он, гораздо легче, чем научным институтом или войсковым подразделением. Знание основных свойств толпы и умение правильно повести себя в критической ситуации — главное, что может противопоставить мыслящий человек умелому провокатору, считает ученый.

Человек всегда был и остается существом общественным. И в ходе эволюции общественные отношения сыграли определяющую роль в развитии наших умственных способностей. И в индивидуальном развитии каждого человека взаимоотношения с коллективом тоже чрезвычайно важны. Однако, коллектив коллективу рознь. В общем, можно сказать, чем сложнее и совершеннее структура социального окружения, тем больше возможностей для полноценного развития и проявления интеллектуальных способностей человека. Но эта закономерность — палка о двух концах. И поэтому, когда человек оказывается в очень примитивном, неорганизованном коллективе, попросту говоря, в толпе, то значительная часть его умственных способностей, все это загадочным образом исчезает и вместо радости на поверхности оказываются какие-то инстинкт и в этом состоянии порой люди начинают вести себя хуже, чем животные.

Что же это за система такая — толпа?
Вы говорили, что толпа — это разновидность коллектива, но в принципе толпа — это не коллектив, это множество людей, не связанных между собой общностью целей и единой позиционной ролевой структурой, но обладающие общим эмоциональным состоянием и единым центром внимания.

А цель — сознательная цель? Ведь у толпы может быть цель.
Общая цель — это такая цель, достижение которой каждому из участников взаимодействия положительно зависит от достижения той же цели каждым другим. Когда появляется общая цель, то люди собираются в группу, группа, у которой складывается структура, свои позиции, роли, лидерство. Толпа — это такое образование, в котором позиций, ролей нет, там вместо коммуникации начинает действовать эмоциональное окружение, эмоциональное заражение. Идет взаимодействие, со смыслового, с семантического уровня происходит трансляция на психосоматический. Идет взаимное заражение эмоций. И когда вы оказываетесь в ситуации такой достаточно интенсивной циркулярной реакции, то очень трудно оказывается сохранить свою индивидуальность. Чем отличается коммуникация от эмоционального окружения? Когда мы с вами общаемся, когда идет процесс коммуникации, то каждый из нас остается самостоятельной личностью. Когда коммуникация съезжает в циркулярную реакцию, то здесь происходит стирание индивидуальных различий, человек превращается в элемент этой самой массы безличной. Безличность, анонимность — это одна из характерных особенностей толпы и один из факторов ее силы, ее опасности.

Он ощущает себя только частью толпы?
Он начинает действовать так, как действуют все остальные. Такие экстремальные факты, когда во время Французской революции толпа озверевших санкюлотов набросилась на ненавистного царедворца, разорвала его и съела. Это документированный факт. В процессе эмоционального окружения происходит так называемая эволюционная регрессия. Если говорить на уровне нейрофизиологии, активируются нижние слои коры. То есть человек, оживают и начинают действовать бесконтрольно низшие слои коры головного мозга, низшие слои психики и так далее. Причем чаще всего, когда говорят о толпе, подразумевают толпу агрессивную. Но агрессивная толпа — это одна из многочисленных видов толпы. Более опасным, чем агрессивная толпа, является толпа паническая. Эта паника, этот страх безотчетный, невротический страх, который циркулирует. С точки зрения количества жертв паническая толпа еще страшнее. Стяжательная толпа может быть еще страшнее, чем агрессивная толпа. Но главное свойство толпы любой — это ее превращаемость. Коль скоро толпа образовалась, она может легко превращаться из одного вида в другой вид. И манипуляция толпой — это чаще всего технология по превращению толпы из одного вида в другой.

Мы начали говорить о способах манипуляции толпой.
Здесь надо иметь в виду одну вещь. Часто, когда случается какая-то неприятность, какие-нибудь события на Манежной площади и так далее, мы то и дело слышим от руководителей городских такие тексты, что толпа неуправляема, она непредсказуема. А в следующем абзаце нам говорят, что провокаторы привели толпу в такое состояние. Я не слышал, чтобы хоть один журналист спросил: если толпа неуправляема, почему же провокаторы ею управляют и делают что хотят, а вы не делаете? Это обычная отговорка для того, чтобы списать с себя неумение организовать, неумение подготовиться к массовому мероприятию. Суть в том, что толпой управлять не просто можно, а легко. Толпой управлять гораздо легче, чем группой. Вспомните, как агрессивную толпу разрушил Остап Бендер. Прием называется деанонимизация. То есть толпа анонимна, что делает Остап Бендер: так, кто свидетель? Так, товарищи, давайте фамилии, адреса. Это все один из приемов борьбы с агрессивной толпой. Превращение толпы в экстазную или в ритмическую. В Южноафриканской республике даже изобрели такой музыкальный танк. Это действительно танк, у которого вместо пушки, пулеметов — брандспойты с холодной водой и музыкальная установка, и люди под музыку начинают танцевать. Если толпа поймалась на ритм, она иррациональна. Толпа в этом смысле близка к стаду. Поэтому иллюзия неуправляемости толпы возникает тогда, когда вы пытаетесь примерить к толпе свои обыденные. Если вы не умеете управлять, то лучше этого не делать. Прекрасный политик, который партией управляет, кинь его на детсадовскую группу и он там очень быстро опростоволосится. То есть общая идея здесь такая: чем проще система, тем она более простым закономерностям подчиняется.

Вы рассказали, что существуют способы манипулирования толпой, что толпой можно управлять.
Только имею в виду, что эта система, которой можно управлять для решения очень примитивных задач. Толпа — хороший механизм, чтобы разрушить, построить толпа не может. Толпа может взять штурмом какой-нибудь объект, который плохо защищается, плохо укреплен или там тоже толпа. А хорошо защищенную высоту толпа не возьмет. То есть толпа хороша для деструктивных действий. Или несложных задач. Когда мы говорим, что толпой легко управлять, надо иметь в виду, какие именно преследуются задачи управления. Больше того, степень выраженности толпы и группы во многом определяет. Когда-то Наполеон сравнивал силу мамелюков, он говорил так: в бою три французских кавалериста эквивалентны двум мамелюкам. Триста французских кавалеристов эквивалентны тремстам мамелюкам, а две тысячи французских кавалеристов эквивалентны трем тысячам мамелюков. Когда с обеих сторон растет масса, то здесь все большую роль играет степень организованности. Мамелюк, конечно, не толпа — это тоже армия, но степень организованности, выраженность структуры здесь другая. Когда мы говорим толпа и группа, здесь нет жестких границ, но в принципе, чем более хаотическая система, тем ей управлять легче, но тем труднее решать сложные задачи. Здесь я даю как безопасное поведение в толпе, что надо делать. Это три правила для профессионала. Первое — не лезь в толпу бесплатно. Если ты не находишься на работе, держись от толпы подальше. Второе правило: входя в толпу, думай, как будешь из нее выходить. Третье: оказавшись в толпе случайно, представь, что ты находишься на работе. Это для того, чтобы оставаться субъектом управления, а не стать как обычно объектом, здесь надо суметь не попасть в ситуацию эмоционального окружения. Особенно если оказаться в ядре толпы. Есть такое понятие «география толпы», то есть — есть ядро, есть периферия, где сила эмоционального окружения разная.

А самая большая в ядре?
Самое сильное — ядро, потому что там аккумулируются все процессы. Но я даже привожу совершенно потрясающий случай, который характерный. Турция, Анкара, 1969 год, идет агрессивная толпа бить коммунистов. Полуподпольная коммунистическая турецкая партия против массы одурманенных мужиков, идущих с криками «Аллах Акбар», идущих на расправу. Коммунисты сопротивляются с помощью бутылок с «коктейлем Молотова», то есть идет настоящий бой. И в это время на периферии толпы появляются четыре американские блондинки в мини-юбках, а мини-юбки тогда в Европе появились, а до Турции еще не дошли, то есть первый раз видят такое зрелище. И вот головы атакующих развернулись и вся толпа ушла, осталось ядро человек 30-40, которых быстро удалось рассеять. Это очень хорошо показывает, чем отличается толпа от группы — это принципиально разные явления. Когда каких-нибудь скинхедов представляют как толпу, что они напали на рынок, произвели погром и исчезли, это неверно, — по всем описаниям это действует не толпа. Там работать надо не как с толпой.

То есть получается, что толпой управлять достаточно легко и, наверное, существуют в спецслужбах какие-то специалисты, которые умеют это делать для предотвращения неприятных инцидентов.
Я вам расскажу, как в Челябинске действовали. Челябинские события, 1989 или 1990 год, период антиалкогольной кампании. Мало того, что еды нет, еще нет выпивки и так далее, и стихийно возникает винный бунт, люди три дня бушуют. Бушуют, бьют стекла, грабят магазины. Потом под утро расходятся, на следующий опять собираются и три дня. Милиция и все наши правоохранительные органы в этот момент в полном ступоре, потому что начинается перестройка, правовое сознание, события в Тбилиси недавно были, еще что-то. Что делать? Как сделать, чтобы не применять силы. Слава богу, что не было жертв человеческих. Мы придумали: быстро давайте найдите какой-нибудь крутой суперамериканский эротический боевик. Ситуация, когда надо выбирать меньшее из зол. Потому что советское телевидение показывает пиратскую продукцию. Черт с ним, на повестке дня человеческие жизни, там уже не приходится думать, соответствует это нормам права интеллектуальной собственности.

Все пошли смотреть телевизор?
Народ рассосался — такое зрелище. Помните советское телевидение, самое эротичное зрелище — фигурное катание было. Внимание переносится и толпа меняет свой эмоциональный признак, то есть одни эмоции уступают место другим. Мы сейчас стараемся работать, книги писать, раскрывать секреты манипуляции. Конечно, в нас достаточно много иррационального, но сознание, воля, знание как таковое, оно в довольно широком диапазоне позволяет управлять собой и сопротивляться управлению извне.


Источник: Svobodanews.ru


Вт 07 мар, 2006 19:49
Профиль
бывалый

Зарегистрирован: Чт 05 янв, 2006 18:34
Сообщения: 133
Сообщение 
Если можно напишите, более подробно о группе (структура, позиции, роли, лидерство, поведение).


Ср 08 мар, 2006 09:49
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт 06 янв, 2006 19:29
Сообщения: 1810
Сообщение 
Очень характерен первый из описанных опытов для нашей армии. Вечером офицеры разъезжаются и старшим в части остаётся один из них. Он строит личный состав, отбирает из них наиболее опытных(тех кто прослужил 1 или 1.5 года) и говорит им: я устал и сейчас пойду домой, но в части должен быть порядок, иначе вы - старослужащие будете наказаны(наряд, отмена увольнения и.т.п.). Как вы будете поддерживать порядок - ваши проблемы!
Офицер уходит. Перед дембелем стоит непростая задача - заставить выполнять молодых свои обязанности. Слова здесь бесполезны - клал на тебя призывник! Вот с этого момента и начинается дедовщина. Начальник взваливает на старослужащего свои обязанности. А потом появляются Сычёвы, комитеты солдатских матерей и прочее. Тут и 1000 вольт не хватит.
P.S. Кто внимательно читал устав ВС РФ помнит там такую строчку: Если на военнослужащего не действуют методы убеждения, то в таких случаях используют методы принуждения...

_________________
лично я здесь не при чём...


Ср 15 мар, 2006 21:58
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Как здорово! Прям можно поверить, что дедовщина возникла из стремления к порядку...
По-моему, всё гораздо проще:
extrimist писал(а):
Перед дембелем стоит непростая задача - заставить выполнять молодых свои обязанности.
И поставил он (дембель) эту задачу перед собой сам. Вот и всё. А то - "порядок", "офицер домой уходит"...

_________________
Изображение
Изображение


Чт 16 мар, 2006 20:02
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт 06 янв, 2006 19:29
Сообщения: 1810
Сообщение 
Нет смысла цепляться за слова, т.к. мной приведён реальный случай, подтверждающий опыты Милгрэма. А Ваше неприятие существующего порядка в армии ни к чему не приведёт. Те кто больше всех обещал порушить принцип единоначалия на гражданке, на деле первыми подчинились чужой воле.
Психологические опыты - интереснейшая штука, особенно те, которые можно реально воплотить в жизнь, без ущерба окружающим. Кто знает - поделитесь опытом и последствиями.

_________________
лично я здесь не при чём...


Пт 17 мар, 2006 17:49
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Да нет, я не цепляюсь за слова. Просто мне кажется, что Ваш пример несколько надуман и мало подтверждает вышеописанные опыты. Там, если не ошибаюсь, испытуемому был отдан прямой приказ пытать подопытного. А у Вас в примере офицер отдавал прямой приказ "дедам" издеваться над "салагами"? Думаю, что ни один человек в здравом рассудке не назовёт издевательство "наведением порядка". Другое дело, если офицер своими туманными распоряжениями попустительствует беспределу, который и так уже существует. Но, по-моему, если это опыт, то уже другой...
Говорю не для спора. Просто - моё мнение.
И ещё, мне кажется, опыты, проводимые на Западе, очень часто явно тенденциозны и идеологически обусловлены. Если описывать ситуацию насилия в таких терминах как "пробуждаются инстинкты", "эволюционная регрессия", "низшие слои коры мозга" и пр., то вывод, прямо следующий отсюда, - любой человек способен на зверство и обязательно проявит это при благоприятных условиях. (Не видите здесь прямой отсылки к Т. Гоббсу с его "человек человеку - волк"?) Если это происходит, его надо не сажать, а лечить. А лучше всего лечить заблаговременно, профилактически. С детства. Создавая такие условия (механизм управления), который просто блокирует импульсы насилия, или сублимирует их в секс, игры и т.д. И человек станет добродушным, неагрессивным и... одиноким и неспособным сопротивляться чему бы то ни было в принципе (в т.ч. и произволу власти).

_________________
Изображение
Изображение


Пт 17 мар, 2006 22:51
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Вт 31 янв, 2006 16:52
Сообщения: 290
Сообщение 
Если например в эксперименте Милгрема стимулом было не 6у.е, а на чаше весов например жизнь этого человека, то думаю в барьер 450 В вошло далеко не 63%, а все 93%.



Цитата:
любой человек способен на зверство и обязательно проявит это при благоприятных условиях.


А также многие способны на героизм.


Так же попрошу заметить, что эксперимент проводился в США, где КУЛЬТУРА и менталитет народа..., дальше думаю понятно. :roll:

Цитата:
Перед дембелем стоит непростая задача - заставить выполнять молодых свои обязанности. Слова здесь бесполезны - клал на тебя призывник!


Если не секрет, какие могут быть "обязанности", когда офицер уже домой "улетел", призывники "не кладут", они пытаються фелонить :) [/quote]

_________________
Skoda scout 1.8T 2012


Вт 25 апр, 2006 09:51
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт 06 янв, 2006 19:29
Сообщения: 1810
Сообщение 
Отвечаю: Обязанности прописаны в уставе. Как правило, это вовремя сменить тех кто стоит ночью в наряде и быть в наличии утром к приезду командира, а не пьяным за территорией части.

_________________
лично я здесь не при чём...


Сб 06 май, 2006 21:52
Профиль
мудрец

Зарегистрирован: Вт 13 фев, 2007 07:32
Сообщения: 12318
Откуда: Геодезия
Сообщение 
Такова уж человеческая сущность - не может человек обходиться без насилия.Как заставить "салагу" в казарме исполнять свои обязанности?Как заставить призывника не уклоняться от призыва в армию?Как заставить людей соблюдать правила?Согласитесь ли Вы за определенную плату принудить другого человека к чему-либо?Согласитесь ли Вы платить тому человеку,который будет обеспечивать исполнение правил другими людьми?


Пн 19 ноя, 2007 11:36
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт 06 янв, 2006 19:29
Сообщения: 1810
Сообщение 
Зеленый писал(а):
Такова уж человеческая сущность - не может человек обходиться без насилия.Как заставить "салагу" в казарме исполнять свои обязанности?

По уставу это делается так: старший по званию отдаёт приказ, "салага" его не исполняет, а за неисполнения приказа светит вполне реальная статья. Непослушного сажают на "кичу"(2 недели достаточно), там над ним издеваются несколько смен караула, а потом военнослужащий начинает соблюдать устав. Если это не помогает, то можно и на дисбат загреметь - там более опытные педагоги.
Про неуставные формы воздействия вам расскажут газеты и дембеля.
Зеленый писал(а):
Как заставить людей соблюдать правила?Согласитесь ли Вы за определенную плату принудить другого человека к чему-либо?Согласитесь ли Вы платить тому человеку,который будет обеспечивать исполнение правил другими людьми?

Методы воздействия на людей очень разнообразны. Если есть нестандартные подходы - поделитесь.

_________________
лично я здесь не при чём...


Пн 19 ноя, 2007 22:40
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 12 ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by STSoftware for PTF
Русская поддержка phpBB