Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: Пт 26 апр, 2024 01:02



Ответить на тему  [ Сообщений: 163 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 КУЛЬТУРА СМЕХА 
Автор Сообщение
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение КУЛЬТУРА СМЕХА
«Первоапрельская» традиция – поздний ребенок блистательной эпохи Возрождения.
Известно, что в 1564 году король Франции Карл IX перенес празднование Нового года с 1 апреля на 1 января.
Однако ревнители старых календарных традиций продолжали отмечать Новый год 1 апреля, за что получали в этот день от своих более «прогрессивных» и веселых соотечественников пустые подарки – упаковки без содержимого.
С тех пор, говорят, и пошло…
Если следовать этой логике, наш российский 1 апреля должен отмечаться 13 января.
Ну это так, к слову.
О смехе как таковом.
Именно эпоха Возрождения «узаконила» в правах культуру смеха, которая в Средние века носила маргинальный характер, будучи «функциональной» принадлежностью касты шутов или бродячих скоморохов.
Средневековье культивировало серьезность, - свое наиболее яркое выражение этика серьезности нашла в организации повседневного быта монашеских и рыцарских орденов.
С Возрождением в быт самых разных сословий входят увеселительные, «освобождающие» практики театра, маскарада, карнавала, танцевального бала и музыкального вечера.
«Западнические» реформы Петра Первого не случайно начались с «потешных» баталий, «всепьянейших» соборов и прочих «ассамблей».
Культура смеха, которая носила в допетровскую эпоху «зачаточный», «инкубационный» характер получила в XVIII веке мощный толчок к развитию.
Именно тогда зародилась в России живая и процветающая до сих пор традиция анекдота.
В наше время культура смеха переживает период инфляции – все мы смеемся по поводу и без.
Возникает обманчивое впечатление, что смех уже исчерпал свои ресурсы и все «стандарты» шуток полностью отработаны и переиграны.
Тонкая ирония и острый сарказм – на вес золота.
Все остальное – пустые блестки и дешевые стразы на каждый день.
Выскажу предположение, что для полноценного существования культуры смеха ей всегда нужно существование антипода – культуры серьезности.
Так что – больше серьезности, чтобы было больше смеха.
С Днем Смеха!
:( :)


Вт 01 апр, 2008 10:56
Профиль
мудрец

Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42
Сообщения: 12158
Сообщение 
Культура смеха в античности считалась божественной: олимийские божества часто сиживали за столом, предаваясь веселью, сопровождающемуся гомерическим смехом.
Дионис был богом вина и веселья. Индо-европейский дуализм мировосприятия требовал, чтобы веселье оттенялось трагическим, поэтому дионисии начинались с пения трагических сюжетов певцами в козьих шкурах, а завершалось всё напротив - комедиями.
Распространители нового вероучения в эпоху раннего христианства и христианские экстремисты средневековья, когда владычествовала апология аскезы, воинствующе боролись с весельем, с любым "дионисийским" отношением к жизни. Тем же, со звероподобным рвением, занялись первые протестанты, особенно кальвинисты.
Я считаю, что смех - дар Божий. Это - природное лекарство. Любить Мир Божий, радоваться ему - это по-христиански. И 1 апреля должен стать днём именно весёлой, язвительной борьбы с духом уныния, празднословия и вообще со всякими человеческими пороками. Мы должны с радостью, с облегчением и смело расставаться со своими грехами, бичуя их так, чтобы к ним не возвращаться.


Вт 01 апр, 2008 12:17
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Культура смеха состоит из самых разных способов выражения и жанров.
Сегодня расскажу об иронии – старейшей форме смеховой культуры.
Не буду особенно распространяться о Сократе, которого принято считать родоначальником иронии в европейской культуре.
Сократ был мастером специфической философской иронии, которая имела для него однозначную функцию – с помощью иронии, открывающей абсурдность многих общепринятых «мнений», древнегреческий мыслитель «подводил» своего собеседника к интуитивному осознанию истины.
Философской иронии Сократа посвящена одна из работ знаменитого датчанина Киркегора.
Ирония в более широком смысле слова, которая существовала, разумеется, еще до Сократа и, может быть, не только у греков, по своей лингвистической форме является т.н. антифразисом – это когда мы, употребляем внешне положительное утверждение, при том, что вкладываем в него отрицательный смысл.
Остап Бендер из романов Ильфа/Петрова был мастером именно «иронического» юмора, плавно переходящего в сатиру.
«Гигант мысли, отец русской демократии!» - это о Кисе Воробьянинове.
«Пролетарий умственного труда, работник метлы!» - о пьянице-дворнике, когда-то служившем Воробьянинову.
Ирония вообще очень высокопарна и «цветаста».
Внешне высказывания выглядят как возвышающие комплименты, тогда как по смыслу являются принижениями объекта высказывания.
«Я знаю, чего это тебе стоило!» - с иронией обращаемся мы к человеку, который «пальцем о палец не ударил», чтобы сделать то, что нам нужно.
«Ты превзошел самого себя!» - ирония адресована человеку, который наконец-то сделал малую толику того, о чем его просили.
Ирония иногда бывает настолько «завуалированной» и для «посвященных» в игру, что человек слишком серьезный по натуре и без развитого «чувства юмора» часто не улавливает отрицательный смысл иронического высказывания и принимает все «за чистую монету».
Такой человек «вне игры» становится объектом дополнительных насмешек в кругу людей знающих его и разбирающихся в искусстве иронии.


Чт 10 апр, 2008 10:50
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Мне кажется, что ирония довольно далеко отстоит от собственно "культуры смеха". Именно потому, что ирония связана с несовпадением прямого смысла высказывания и его контекстуального значения. То есть ироническое замечание и отпускается с серьёзным лицом и вызывает в крайнем случае усмешку, но смех - по-моему, никогда. Я бы сказал, что ирония стоит на грани комического и трагического, особенно если иметь в виду такие вещи как "ирония судьбы".
Что касается Сократа, я бы хотел уточнить, что "подводил" он собеседника к осознанию истины методом майевтики, в частности, наводящими вопросами - это более высокий этап поиска. А ирония была необходима на первом этапе - чтобы спровоцировать активную умственную деятельность собеседника, переложить на него задачу формулирования определений и анализ понятий, одновременно экономя собственные силы. Выдохшись в конце концов, собеседник осознавал свою интеллектуальную беспомощность в вопросе, казавшемся ему в начале таким ясным, и понимал (зачастую впервые) глубину своего невежества, что и становилось исходным пунктом для серьёзных поисков истины. В том случае, конечно, если удавалось обуздать ярость от понимания того, как ловко тебя заставили разоблачить собственную глупость. :)

_________________
Изображение
Изображение


Чт 10 апр, 2008 14:52
Профиль
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт 13 июл, 2007 20:28
Сообщения: 297
Сообщение 
Читик писал(а):
Я считаю, что смех - дар Божий. Это - природное лекарство. (....) Мы должны с радостью, с облегчением и смело расставаться со своими грехами, бичуя их так, чтобы к ним не возвращаться.
+1
Я бы еще так сказала: мы должны с радостью и смехом освобождаться от ЧСВ (чувства собственной важности), так как это корень многих проблем.

_________________
Все ИМХО


Чт 10 апр, 2008 16:13
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Nuadu писал(а):
Мне кажется, что ирония довольно далеко отстоит от собственно "культуры смеха". Именно потому, что ирония связана с несовпадением прямого смысла высказывания и его контекстуального значения. То есть ироническое замечание и отпускается с серьёзным лицом и вызывает в крайнем случае усмешку, но смех - по-моему, никогда.

"Культуру смеха" ("смеховая культура" - М.М. Бахтин) я в самом начале темы предложил понимать как оппозицию "культуре серьезности".
Улыбка, усмешка, ухмылка, "хихикание, "прыскание", смешок, хохот, гогот, смех (раскатистый, мелкий, гомерический и проч.) - это все степени телесных модуляций одного и того же "несерьезного" настроения, осмысленные формы которого для удобства можно называть "культурой смеха".
По собственному "смеховому":) опыту знаю, что одна ироническая фраза вызывает улыбку, следующая за ней - усмешку, череда хороших иронических фраз вызывает настоящий неконтролируемый смех.


Чт 10 апр, 2008 16:34
Профиль
мудрец

Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42
Сообщения: 12158
Сообщение 
Если ирония сопровождается каламбуром, то смех вообще неизбежен.


Чт 10 апр, 2008 17:37
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Philosophus писал(а):
"Культуру смеха" ("смеховая культура" - М.М. Бахтин) я в самом начале темы предложил понимать как оппозицию "культуре серьезности".
Как раз ирония - вещь совершенно серьёзная. Сущность комического не в языковых формах, а в их содержании. Ирония на грани между трагедией и комедией.
Philosophus писал(а):
По собственному "смеховому" опыту знаю, что одна ироническая фраза вызывает улыбку, следующая за ней - усмешку, череда хороших иронических фраз вызывает настоящий неконтролируемый смех.
Читик писал(а):
Если ирония сопровождается каламбуром, то смех вообще неизбежен.
Вот именно, если сопровождается. Если сопровождается чем-то, что само по себе вызывает смех. Чистой иронии, наверное, никогда не бывает, но сама она, по своей сущности, по-моему, очень серьёзный элемент. Общий принцип комического в том, что напряжение ситуации неожиданно разрешается в ничто, когда реальное содержание чего-либо оказывается совершенно несоответствующим общим ожиданиям. С иронией это связано очень слабо. Вам кажется, что ирония вызывает смех, но ирония просто иногда выражает насмешку и сопровождается шуткой, которая именно и вызывает тот смех, о котором вы говорите. Если бы череда "хороших" фраз ничего кроме иронии не содержала, это не могло бы вызвать смех, ну разве что только у какого-нибудь развеселившегося человека, которого уже смешит абсолютно всё. Более того, если одна ироничная фраза (только ироничная!) следует за другой, и так некоторое время, то это создаст ощущение какого-то злого кривляния, юродства, издевательства. Никакого смеха такое не вызывает, а вызывает, наоборот, ощущение неловкости, как присутствие при чужом скандале.
Почему я говорил про усмешку, потому что это есть гримаса, которая обычно не выражает веселья, а наоборот, часто выражает неодобрение, скепсис, принижение того, по поводу чего она возникает. Только такие гримасы и могут соответствовать иронии, а если смех, то уж никак не весёлый, а скорее злой или нервный, призванный скрыть раздражение.

_________________
Изображение
Изображение


Чт 10 апр, 2008 20:10
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Nuadu писал(а):
Почему я говорил про усмешку, потому что это есть гримаса, которая обычно не выражает веселья, а наоборот, часто выражает неодобрение, скепсис, принижение того, по поводу чего она возникает. Только такие гримасы и могут соответствовать иронии, а если смех, то уж никак не весёлый, а скорее злой или нервный, призванный скрыть раздражение.

Это, скорее, внешние признаки культуры сарказма.
Про него я тоже расскажу.


Пт 11 апр, 2008 11:34
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Nuadu писал(а):
Я бы сказал, что ирония стоит на грани комического и трагического, особенно если иметь в виду такие вещи как "ирония судьбы".

Ирония судьбы - метафора, но метафора очень точная.
Насколько я понимаю это словосочетание в связи с лингвистической "природой" иронии как антифразиса, речь идет о том, что мифологическая Судьба, Рок играет с нами злые (и не очень) шутки.
Она (Судьба, то есть) нас обманывает - обещает нам что-то позитивное, при том, что мы (люди, то есть), по неопытности принимаем эти обещания "за чистую монету" и не улавливаем в них скрытый иронический подтекст.
Достоинство человека в том, что после таких "казусов" он, тем не менее, способен на самоиронию, способен вместе с Судьбой "посмеяться над собой".


Пт 11 апр, 2008 11:42
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Nuadu писал(а):
Общий принцип комического в том, что напряжение ситуации неожиданно разрешается в ничто, когда реальное содержание чего-либо оказывается совершенно несоответствующим общим ожиданиям. С иронией это связано очень слабо.

С иронией-то как раз это связано напрямую.
Смотрите.
Человек совершает какой-то неудачный поступок.
"Общие ожидания" - сейчас его (меня) будут ругать или, в лучшем случае, "учить жить".
И вдруг...
Вопреки логике вещей...
Появляется она - ирония:
"Ну ты постарался!
Если бы кто специально захотел так сделать, у него бы точно не получилось!
Это достойно Книги рекордов Гиннеса.
Давай позвоним, пусть зарегистрируют по всем правилам..."
:)
Ну и так далее.
Как результат - "напряжение ситуации неожиданно разрешается в ничто".


Пт 11 апр, 2008 12:02
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Philosophus писал(а):
Nuadu писал(а):
Общий принцип комического в том, что напряжение ситуации неожиданно разрешается в ничто, когда реальное содержание чего-либо оказывается совершенно несоответствующим общим ожиданиям. С иронией это связано очень слабо.

С иронией-то как раз это связано напрямую.
Смотрите.
Человек совершает какой-то неудачный поступок.
"Общие ожидания" - сейчас его (меня) будут ругать или, в лучшем случае, "учить жить".
И вдруг...
Вопреки логике вещей...
Появляется она - ирония:
"Ну ты постарался!
Если бы кто специально захотел так сделать, у него бы точно не получилось!
Это достойно Книги рекордов Гиннеса.
Давай позвоним, пусть зарегистрируют по всем правилам..."
:)
Ну и так далее.
Как результат - "напряжение ситуации неожиданно разрешается в ничто".
Мне кажется, Вы смешиваете различные понятия. Здесь как раз комический эффект вызывает не ирония как таковая, а шутка, выражающаяся в максимальной степени контраста между хвалебной лексикой и реальной действительностью. Ирония - противоположность между прямым смыслов слов и контекстуальным. В данном случае чем обострённее эта противоположность, чем откровеннее и резче ирония, тем больше комический эффект. Но это как раз и говорит о том, что не сама ирония смешит в данном случае, а её ситуативное использование. В иной ситуации те же самые слова могли бы вызвать прямо противоположный эффект. Ирония может быть элементом создания комической ситуации, но не сама она вызывает комический эффект, она лишь создаёт для него основу или усиливает его.
Но поскольку здесь чёткие границы провести крайне сложно, готов признать, что мы оба близки к истине, просто акцентируем внимание на разных сторонах явления.

_________________
Изображение
Изображение


Пт 11 апр, 2008 12:31
Профиль
мудрец

Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42
Сообщения: 12158
Сообщение 
Высокая планка культуры смеха - это когда далеко от нелепых случайностей, создающих комизм положения (кто-то эффектно упал). Этот смех - смех ПОТЕХИ. А культура смеха включает умение посмеяться над собой лично или группой людей, в которую ты входишь, с которой себя отождествляешь. Посмеяться над своими слабостями, грешками, грехами и пороками, выставить их на посмешище, общее посмеяние. Это - ИСКУПИТЕЛЬНЫЙ смех, равный ПОКАЯНИЮ. Тут как раз в ходу и ирония, и сарказм и прочие компоненты культурного смеха.


Пт 11 апр, 2008 14:04
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Читик писал(а):
ИСКУПИТЕЛЬНЫЙ смех, равный ПОКАЯНИЮ.

:) Представил себе "альтернативную" исповедь.
Смех в христианстве - тема особая.
Библейская и - шире - авраамическая религиозная традиция развивались в рамках "культуры серьезности".
Даже не могу вспомнить с ходу ни одного текста в ВЗ или НЗ, где бы проявила себя "культура смеха".
Другое дело, агиография и прочие не подпадающие под Канон тексты.
По аналогии.
В исламе комический суфистский фольклор контрастирует с "серьезным" Кораном.
В иудаизме хасидские анекдоты контрастируют с "серьезным" Талмудом.
Если кто-то приведет примеры из христианской культуры смеха, буду благодарен.


Пт 11 апр, 2008 14:55
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Есть цитаты в Библии, могу попробовать найти, но позже.

_________________
Изображение
Изображение


Пт 11 апр, 2008 16:55
Профиль
мудрец

Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42
Сообщения: 12158
Сообщение 
Христианство первых веков смех считало бесовством, частью плотских прелестей и боролось со смехом, как с сексом и другими земными радостями. Даже личная гигиена считалась бесовщиной. От александрийских христианских фанатиков, растерзавших Гипатию, смердило, как от бомжей. Но период экстремизма прошёл, и христианам-мирянам смеяться разрешили. Греческие и египетские жители Египта были очень жизнелюбивы, поэтому христианство там поначалу влачило жалкое существование. Пойдя на существенные уступки гедоническим настроениям мирян, монофизиты стали пополнять ряды сторонников.


Пт 11 апр, 2008 22:37
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Читик писал(а):
Христианство первых веков смех считало бесовством, частью плотских прелестей и боролось со смехом, как с сексом и другими земными радостями. Даже личная гигиена считалась бесовщиной. От александрийских христианских фанатиков, растерзавших Гипатию, смердило, как от бомжей. Но период экстремизма прошёл, и христианам-мирянам смеяться разрешили. Греческие и египетские жители Египта были очень жизнелюбивы, поэтому христианство там поначалу влачило жалкое существование. Пойдя на существенные уступки гедоническим настроениям мирян, монофизиты стали пополнять ряды сторонников.
Что-то Вы путаете, уважаемый. Во-первых, ещё в Евангелиях приведены слова Христа:
"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. ...
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое..." Мф 6:16-17.
"однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение." Лк 10:20-21.

Много призывов к радости звучит и у апостолов:
Иаков: "Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы." Иак 5:13.
Павел: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь." Флп 4:4.
"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе." 1 Фес 5:16-18.

Много подобного можно найти и в Ветхом Завете.
"Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем." Пс 31:11.
"Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием..." Пс 32:1-3.
"А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его." Пс 67:4-5.
"Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа..." Пс 97:4-9.

Есть знаменитые эпизоды о Давиде в книгах Царств, где Саул утешается музыкой, или Давид пляшет перед ковчегом ("Давид скакал изо всех сил перед Господом").
Таких эпизодов и моментов в Библии можно найти много. Христианская традиция изначально хранит эту радость, о чём свидетельствуют и православные пасхальные песнопения: "к свету идяху Христе веселыми ногами" и слова Папы Римского, сказанные совсем недавно: «Христианская радость происходит из этой уверенности: Бог близко, Он со мной, в радости и боли, в болезни и здравии, как друг или верный муж. Эта радость остается неизменной и в страдании, не только на поверхности, но и в глубине души человека, который полагается на Бога и доверяет Ему».
И наконец, вот ссылка на интересную статью:
http://www.nne.ru/pub.php?id=97

Христианство никогда не боролось с радостями, пусть даже земными. Оно всегда боролось с грехом, с порочными наслаждениями, с развратом, вытекающим из идеологии "будем есть и пить, ибо завтра умрем". Один из крупнейших богословов раннего христианства Августин писал о том, что не любовь к благам греховна, а предпочтение низших благ высшим. Смеховая культура древности была неотъемлемой частью языческих культов. Ритуальное сквернословие, оргии, фривольные, а то и вовсе похабные сценки в праздники плодородия, храмовая проституция, публичные обряды брака между богами, всё из чего выросла народная "смеховая культура" позднейших времён, носило изначально культовый характер. Не было в Римской империи ни одного сада, в котором бы Приап не указывал путь своим огромным детородным органом. Естественно, христианство со всем этим боролось. Естественно, иногда и перегибали палку. Прежде чем упрекать некоторых представителей Церкви, особо ревностно боровшихся с т.н. "смеховой культурой", ответьте на вопрос: Вам нравится похабщина, широким потоком изливающаяся с экрана современного телевидения? Вот представьте, что в древнем Риме было примерно то же самое. Даже хуже, потому что сейчас порнуха хотя бы не наделяется религиозным смыслом. Знаете, при раскопках Помпей и Геркуланума были найдены и публичные дома. Так вот фрески, найденные там до сих пор полностью не опубликованы. Я думаю, понятно, почему. Вспомните античные образцы литературы, такие как "Сатирикон" или "Золотой осёл". Я не ханжа, но при прочтении некоторых страниц начинаю ощущать тошноту. Даже знаменитый и прекрасный "Пир" Платона (Платона!) содержит мерзкий рассказ пьяного Алкивиада о том, как он пытался соблазнить Сократа.
Так что весь древний мир в века раннего христианства уже "смердел как от бомжей". И деваться от этого было совершенно некуда.
Насчёт личной гигиены христиан скажу вот что. Не думаю, что св. Юстин Философ, руководитель риторической школы, казнённый в Риме около 165 г. с шестью учениками, был как-то особенно грязен. А вот знаменитый языческий философ Плотин (которого я, кстати, глубоко уважаю) стыдился, что у него есть тело, брезговал заботой о нём и по этой причине действительно "смердел". ;)

И на Египет Вы зря ругаетесь. Египет был чуть ли не первой страной, в которой христианство распространилось очень быстро и повсеместно. Египет стал родиной христианского монашества (монастыри появились там уже в 4 веке) и родиной многих святых. У этой страны сильны не только традиции жизнелюбия, но и очень мощные философские традиции, и чрезвычайно развитая религия, во многих своих аспектах предвосхищавшая христианство (сотворение мира Божественным словом, иконография Матери с Младенцем, мотивы непорочного зачатия, видение земной жизни как подготовки к смерти и жизни вечной). Ветхий Завет был переведён на греческий язык в 3-м веке до н.э. именно в Египте. Именно в Египте долгое время жил и спасался от бед "избранный народ". Именно в Египте скрывалось Святое семейство во время гонений Ирода. Так что не надо злословить по поводу этой прекрасной страны.

_________________
Изображение
Изображение


Сб 12 апр, 2008 01:46
Профиль
мудрец

Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42
Сообщения: 12158
Сообщение 
Да Боже упаси злословить в адрес Египта! И намёка на это нет. Просто известно, что в Египте появились чрезмерно ретивые фанатики (а где их не было?), которые, мягко выражаясь, так "перегибали палку", что сожгли Александрийскую библиотеку и Музей. А высшим шиком у некоторых из них считалось не сгонять насекомых из волос и с тела. У чистоплотных египтян (придумавших опасную бритву, губную помаду, клизму, парики, обработку посуды содовым раствором и др.) это вызывало шок. В воскресенье буду поминать в молитве Марию Египетскую и всегда буду помнить о вкладе Египта в развитие христианского вероучения.
Критикуя, Вы порой практикуете конъюнкционную форму выводов ("или - или" с полюсами крайностей). То есть, если я негативно отозвался о крайне фанатичных (но не повсеместно распространённых!) проявлениях борьбы с "языческим наследием", то меня сразу почему-то записывают в приверженцы язычества, в страстные любители порнухи и т. п. Я - противник всяких извращений, в том числе религиозных, и чту поговорку насчёт расшибания лба при молитве.
Радость и смех, всё-таки, категории не совпадающие, хоть и пересекающиеся.


Сб 12 апр, 2008 11:56
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Читик писал(а):
Просто известно, что в Египте появились чрезмерно ретивые фанатики (а где их не было?)
Извините, но написано у Вас было так, что александрийские фанатики выходили типичным явлением. Перечитайте ещё раз Ваше предыдущее сообщение. Я ж не могу телепатически прочитать Ваши мысли, если Вы говорите не совсем то, что хотели сказать. :)
Как только христианство появилось и стало распространяться, сразу же появились и секты, некоторые из которых были весьма экстремистскими или даже вовсе изуверскими. Но это довольно быстро вызвало протест внутри самой Церкви и было осуждено на соборах. Можно вспомнить ведь и Оригена, оскопившего себя в аскетическом пылу. За то он и был осуждён на Вселенском Соборе. Несмотря на это, мы видим такие секты ещё и сегодня. То, что они нарушают целый ряд догматов и постановлений и Вселенских и поместных Соборов, им глубоко параллельно. И я не считаю, что такие явления нужно считать как-то характеризующими христианство, хоть раннее, хоть современное. Тем более, что религиозный экстремизм развивается на периферии большинства религий (в том числе и языческих).

Я и не собирался Вас записывать "в приверженцы язычества" и пр. и пр. Вы слишком уж болезненно реагируете на критику. :) Я, как раз напротив, обращался к Вам, как к стороннику. Просто некоторые события бывают обусловленными ситуационно и вытекают не столько из догматики и обрядности, сколько являются рекцией на невыносимое давление среды (по принципу "ну всё, достали! теперь держитесь!"). И если поставить себя на место людей того времени, не исключено, что мы поступали бы также, а то и более резко. (Кстати, "или - или" это дизъюнкция).

Читик писал(а):
Радость и смех, всё-таки, категории не совпадающие, хоть и пересекающиеся.
Согласен. Также как не совпадают ирония и смех, сарказм и смех, сатира и смех. И всё же трудно представить, что люди, радующиеся, веселящиеся, пляшущие и поющие, делают это всё с серьёзным выражением лица...
Я хочу сказать, что христианство не является только культурой серьёзности. Оно объемлет мир со всеми его проявлениями. И всё благое находит в нём своё место. И веселье и печаль, и ум и простота, и гнев и милость, и суровый аскетизм и радостное вкушение земных благ.

_________________
Изображение
Изображение


Сб 12 апр, 2008 17:34
Профиль
мудрец

Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42
Сообщения: 12158
Сообщение 
Дизъюнкция - это "и - и".


Сб 12 апр, 2008 18:07
Профиль
завсегдатай

Зарегистрирован: Пт 20 янв, 2006 01:18
Сообщения: 798
Сообщение 
Читик писал(а):
Дизъюнкция - это "и - и".
Не позорьтесь, уважаемый.
Из классического Логического словаря Кондакова:
"КОНЪЮНКЦИЯ, или логическое умножение (лат. conjunctio - союз, связь) - операция математической логики, соединяющая два или более высказываний при помощи союза "и" (напр., "2 есть целое положительное число и 2<3") в новое, сложное высказывание..."

"ДИЗЪЮНКЦИЯ (лат. disjunctio - разобщение, разделение, различие) - операция математической логики, выражающаяся в соединении двух или более высказываний при помощи логического союза "или" в новое, сложное суждение (напр., "Меткий стрелок обладает острым зрением или твердой рукой"...)"

_________________
Изображение
Изображение


Сб 12 апр, 2008 19:27
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Nuadu писал(а):
"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. ...
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое..." Мф 6:16-17.
"однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение." Лк 10:20-21.

Радость верующего человека в Библии - это все-таки не "культура смеха".
Оппозицией радостному настроению является не серьезность, а мрачность и унылость.
Nuadu писал(а):
Есть знаменитые эпизоды о Давиде в книгах Царств, где Саул утешается музыкой, или Давид пляшет перед ковчегом ("Давид скакал изо всех сил перед Господом").

Вот это уже интереснее.
"Пляска" Давида - это намек на существовавшую в Древнем Израиле народную смеховую культуру - маргинальную по отношению к библейскому Канону.
Насколько мне известно, ритуальные танцы в христианстве до сих пор используются представителями т.н. Коптской Церкви.


Сб 12 апр, 2008 19:36
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Образец "народного" христианского юмора, на мой взгляд, есть в знаменитом рассказе из "Повестей временных лет" про путешествие апостола Андрея к новгородцам.
"И прибыл к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся и удивился им.
И отправился в страну Варягов, и пришел в Рим, и доложил о том, как учил и что видел, и рассказал:
"Удивительное я видел в Словенской земле на пути своем.
Видел бани деревянные, и разожгут их сильно, и разденутся догола, и обольются квасом кожевенным, и возьмут молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что вылезут еле живые, и обольются водою студеною, и так оживут.
И делают это постоянно, никем не мучимые, сами себя мучат, совершая таким образом омовенье себе, а не мученье".
Слушавшие это - удивлялись."
Если бы во времена Нестора-летописца практиковались "смайлики", они были бы поставлены древним историком почти под каждым предложением.
Смех должен был вызывать "взгляд со стороны" на "банные" традиции северных славян.
А принадлежал этот взляд со стороны - персонажу Священной истории, который оказывался в этом тексте персонажем анекдота.


Сб 12 апр, 2008 19:51
Профиль
мудрец

Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42
Сообщения: 12158
Сообщение 
Nuadu: виноват, запамятовал матлогику.
Philosophus: на всё непонятное и непривычное люди реагируют либо страхом, либо смехом. Смех удивления необычным - природный. Увидев необычного вида пса, ребёнок вопит: смотри, какая смешная собака!


Сб 12 апр, 2008 23:07
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Поговорим о сарказме.
Вступая на заповедную территорию саркастической фразеологии, сознаешь, что имеешь дело с "крайними рубежами" культуры смеха - здесь освобождающий смех находится в почти противоестественных отношениях со сковывающей злостью.
И это при том, что сарказм - младший брат иронии.
Про него так и говорят - злая ирония.
Достоинство хорошей иронии - мягкость, утонченность, изысканная завуалированность подразумеваемого.
Настоящий сарказм жесток, циничен, даже груб, - он прямо показывает пальцем на объект своего осмеяния.
Если греческая этимология слова ирония восходит к значению "притворства", то этимология слова сарказм - разрывание зубами мяса (!).
И если у иронии был свой крестный отец в лице многомудрого Сократа, то сарказм ничего не знает о своих "духовных" корнях.
Его ядовитый смех каждый раз заново рождался на шумных площадях демократических Афин и в тишине дворцовых кулуаров императорского Рима.
Сарказм - это всегда гримаса, поэтому саркастический смех по природе своей отрывистый и непродолжительный.
Цель сарказма - обличить своего адресата через выставление его в абсурдном виде.
Как и ирония, сарказм строится на антифразисе - конфликте выражаемого и подразумеваемого, однако конфликт этот настолько очевиден и "бросается в глаза", что тот, кому он адресован, может получить настоящую моральную рану.
Бывает самоирония, но "самосарказма" не бывает.
Большим мастером сарказма был Оскар Уайлд.
В "Дориане Грее" живым воплощением сарказма является один из центральных персонажей романа - лорд Генри:
"Она - настоящий павлин, только без его красоты" (очень резкий голос)
"В наше время разбитое сердце выдерживает множество изданий" (спрос на "чувства")
"Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие" (противоречие в определении слова)
В русской литературе самыми саркастическими авторами были Лермонтов и Салтыков-Щедрин.
Вообще, сарказм имеет в нашей национальной культуре более глубокие корни, чем ирония.
Сарказмы присутствуют в переписке Ивана Грозного и кн. Курбского, много их и у "пламенного" протопопа Аввакума.


Вс 13 апр, 2008 21:20
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
САРКАСТИЧЕСКОЕ УТРО

Сколь пылки разговоры о Голгофе
За рюмкой коньяка и чашкой кофе.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Кичились майские красотки
надменной грацией своей;
дохнул октябрь - и стали тетки,
тела давно минувших дней.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

С каждым годом суетней планета,
с каждым днем кишение быстрей,
губят вырастающих поэтов
гонор, гонорар и гонорея.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Я радуюсь, умножив свой доход,
Страхующий от холода и голода;
Бессребренник сегодня только тот,
Кто ценит преимущественно золото.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Кончилось время романтики чистой,
Всюду господство приборов и краников;
Девушки грезят о киноартистах,
А рожают - от киномехаников.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Нисколько прочих не глупее
все те, кто в будничном безумии,
прекрасно помня о Помпее,
опять селились на Везувии.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Боюсь, что наших сложных душ структура -
всего лишь огородная культура;
не зря же от ученых урожая
прекрасно добивались, их сажая.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Не в том беда, что серебро
Струится в бороде,
А в том беда, что бес в ребро
Не тычется нигде.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Полным неудачником я не был,
Сдобрен только горечью мой мед;
Даже, если деньги кинут с неба,
Мне монета шишку нашибет.

Игорь Губерман


Чт 17 апр, 2008 11:05
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн 26 дек, 2005 17:50
Сообщения: 2243
Откуда: небеса обетованные
Сообщение 
Человек - единственное животное, которое умеет смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего поводов" - Эрнест Хемингуэй

Я бы добавил, что именно смехом и самоиронией человек отличается от животного мира...

В Библии есть история, которая воспроизводит и смех, и отчасти сарказм. Это история с пророком Илией, которому пришлось сразиться с пророками Ваалами в духовной молитвенной битве во время жертвоприношения богам, Илия - Богу Израиля, вааловы пророки - своему богу.

Текст такой:

"И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.
В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!
И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним" - 3Цар.18:26-28

Смех и самоирония - неплохие качества, только когда обращены к себе, а не против других.

"И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль".
(Прит.14:13)

"смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом"
(Еккл.7:6)

Вот и такой "смех" бывает:

"и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!"
(Матф.27:29)

_________________
Изображение


Чт 17 апр, 2008 11:39
Профиль ICQ WWW
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
САРКАСТИЧЕСКОЕ УТРО ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
ПЕРЕХОДИМ НА ПРО-О-ОЗУ...

Есть люди, которые хотят познать все, и есть люди, которым тошно от
того, что они уже познали.
И вот вторые молчат, чтобы не было хуже, а
первые встревают всюду, надеясь сделать лучше.
Чем нервируют окружающих.
Такие люди не приемлют реальность, как карась не приемлет сковородку.
Шкварча от прикосновений мира, они полагают, что и для мира эти
прикосновения не должны пройти бесследно.
Их активные попытки оставить
след вызывают у мира, в лице начальства и жены, обострение инстинкта
самосохранения, что имеет следствиями полный набор неприятностей,
именуемый жизненным опытом.
И когда они сочтут, что их жизненный опыт уже
достаточен, они утихомириваются и складывают сказки о сивках, которых
укатали крутые горки - куда них никто не гнал, - когда нормальные кони
скакали по нормальным дорогам, бодро взмахивая хвостами, и ели на стоянках
овес.
И взоры их обращаются к детям.
Они, взрослые, учат их, детей, как бы они, взрослые, достигли того,
чего должны достичь они, дети, если б они, взрослые, могли этого достичь.
Это называется передавать опыт.
Для детей начинается та еще жизнь.
Знаю по себе.
Детские мечты редко сбываются.
Хочешь стать дворником, а становишься
академиком.
Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета,
шурша гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга, собирать
всякие интересные вещи, потерянные накануне прохожими, здороваться с
идущими на работу жильцами - все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе
начальство не страшно, их много, а дворников не хватает, не понизят тебя -
некуда, не уволят - самим улицы мести придется, а вместо этого таскаешься
со скрипкой в музыкальную школу, с огромной папкой - в художественную, с
портфелем пособий - на курсы английского языка, получаешь взбучки после
родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься
с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь
неврастению после конкурсных, сессии, курсовые, диплом, распределение,
мама в обмороке, папа звонит старым друзьям, женишься, стоишь в очередях,
получаешь квартиру, покупаешь мебель, защищаешь кандидатскую, а дети
подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы.
И без остановки: начальству нужны статьи, жене - шуба и машина, детям
- штаны и велосипеды, потом - карманные деньги и свобода, потом высшее
образование, потом им нужны жены и мужья, а тебе нужна неотложка.
Дети разъезжаются по городам, женятся, становятся на ноги, перестают
тебе писать, хорошо еще поздравляют с праздниками, ты становишься
дедушкой, выходишь на пенсию и получаешь возможность делать все, что душе
твоей угодно.
И получив, наконец, возможность делать все, что душе моей угодно, я
пошел в ЖЭК и легко устроился дворником.
И теперь я встаю раньше всех,
вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все
жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются.
И я поливаю асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что
обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего
хотел?
Наверное, это неправильно.
И вся надежда, что хорошую сивку горки
не укатают.

МИХАИЛ ВЕЛЛЕР


Чт 17 апр, 2008 11:41
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Pastor писал(а):
В Библии есть история, которая воспроизводит и смех, и отчасти сарказм. Это история с пророком Илией, которому пришлось сразиться с пророками Ваалами в духовной молитвенной битве во время жертвоприношения богам, Илия - Богу Израиля, вааловы пророки - своему богу.
Текст такой:
"И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.
В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!
И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним" - 3Цар.18:26-28

Смеющийся пророк!:)
А этого в Библии точно не было,
но смешно:

"И упал Авраам на колени и сказал:
— Боже мой, откуда мне знать, когда ты шутишь!
И возгремел Господь:
— Поразительно! Никакого чувства юмора!
— Но разве не говорит это, Господи, о моей любви к Тебе, что я готов принести в жертву сына, единственного моего, по единому капризу Твоему?
И отвечал ему Господь:
— Это говорит о том, что есть на свете люди, которые готовы исполнить самое идиотское приказание, если оно произнесено хорошо поставленным голосом с сильной реверберацией".

Вуди Аллен


Чт 17 апр, 2008 12:25
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
О ШУТАХ И ЮРОДИВЫХ

Средневековая смеховая культура , испытывавшая на себе мощное и «деспотическое» воздействие христианской культуры серьезности, несла в себе жесткое саркастическое содержание с уклоном в сатиру и ритуальное осмеяние.
В Западной Европе это была субкультура шутов, на Руси – своеобразный социально-культурный институт юродства.
Шут не существует сам по себе, он – «темная сторона» христианского короля, его символический близнец и пародия на него.
Шут как бы аккумулирует на себе всю злость, которая может накопиться у придворных и народа на своего короля, - он, своего рода, кукла начальника в японском офисе.
Шут, благодаря своим явным физическим и подразумеваемым умственным недостаткам, прежде всего, сам является объектом смеха.
Смех и издевательство над шутом глубоко суеверно по своей природе – это вариант «народной терапии», избавление от злых духов через перекладывание их на чужого человека.
Это при том, что шут из-за своей необычности и эксцентричности признавался причастным к потустороннему миру, этакий «одержимый шаман».
Маска шута, т.е. создание «игровой ситуации» обеспечивала шуту неприкосновенность.
Благодаря этой маске шут на законных основаниях мог делать то, что осуждалось у всех прочих смертных: злословие, сальные шутки, кощунство над святынями.
Все сказанное имеет косвенное отношение и к русскому юродивому.
Все та же маска физического и морального убожества, под которой скрывается осмысленный и разоблачающий смех.
Шутки юродивых были жестоки, на грани черного юмора.
Когда почитатели подарили Василию Блаженному богатую шубу, то нашлась пара профессиональных грабителей, решивших завладеть ею.
В то время, как один притворялся мертвецом, второй убеждал Василия Блаженного дать ему шубу в качестве савана для покойника.
Юродивый ему дал, но когда вор вернулся к напарнику с «добычей», тот и в самом деле оказался мертвым…
А вот другая история.
Ее герой – современник Василия Блаженного, псковский юродивый Никола Саллос.
Когда Иван Грозный подошел к Пскову, намереваясь сделать с его жителями то же, что и с новгородцами, его встретил этот самый юродивый.
Вместо хлеба-соли, Никола предложил царю кусок мяса с кровью.
На слова Грозного царя о том, что сейчас вообще-то идет Великий пост, юродивый совершенно в духе политического диссидентства отвечает: Ты ведь ешь мясо, мясо христиан.
Традиция аутентичного шутовства ушла вместе с Средневековьем и наступлением новой этики серьезности, связанной с Реформацией.
Традиция жесткого обличительного юродства заглохла на закате Московской Руси.
На смену юродивым в XVIII веке пришли «ручные» шуты Петра Первого и Анны Иоанновны.


Чт 24 апр, 2008 13:39
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 163 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 30


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by STSoftware for PTF
Русская поддержка phpBB