portal.krasno.ru
http://portal.krasno.ru/

Русская идея
http://portal.krasno.ru/viewtopic.php?f=46&t=23282
Страница 4 из 5

Автор:  Nuadu [ Чт 25 окт, 2012 12:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Как мы видели, митрополит Иларион формулирует концепцию Руси как самостоятельной державы, просвещённой светом Истины и на равных с другими участвующей в мировой истории. Спустя примерно полвека (1113?) появляется летопись монаха Нестора, в которой более подробно раскрываются некоторые моменты, лишь намеченные Иларионом. Летопись так и называется: "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛЕТ ЧЕРНОРИЗЦА ФЕДОСЬЕВА МАНАСТЫРЯ ПЕЧЕРЬСКАГО, ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ <...> И ХТО В НЕЙ ПОЧАЛЪ ПЕРВЕЕ КНЯЖИТИ, И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ". То есть летописец заранее объявляет, что собирается описать начало Руси (её истоки, предпосылки, причины, возникновение и т.п.) и ответить на вопросы о том, что собой представляет Русь и как она появилась. Ясно, что тут будут затронуты и вопросы о том, зачем, для какой цели создалась Русь. Хотя Нестор как бы намекает, что его основная задача не теоретизирование о будущем, а описание того, что уже свершилось.
"Повесть временных лет" начинается с разделения земли между сыновьями Ноя. Летописец рассказывает о местах расселения славянских племён и указывает, что через эти места проходил апостол Андрей, удивлялся обычаям и благословил днепровские холмы, на которых позже вырос Киев.
То есть мы видим здесь помещение славян в общий контекст библейской священной истории, среди других народов. Несмотря на то, что летописец говорит о полянах, древлянах, северянах и т.д. с разными обычаями, он их всех помещает как славян в контекст мировой истории. Он подчёркивает, что славяне имели один язык и чуть позже приняли имя "русь". Интересно, что летописец достаточно отчётливо проводит идею единства славян (руси), подчёркивая такие их качества как воинственность, политическую активность, жажду знаний и стремление к истине и др.
Специально отмечу, что в причислении варягов, шведов, норманнов, готов, руси, англов, волохов, римлян, фрягов и пр. к потомкам Иафета выражена средствами Средневекового мышления идея братства народов. Если все они - потомки одного человека (северные народы - Иафета, а вообще все - Ноя), значит все они братья и должны жить в мире и согласии.
Вначале славяне сели по Дунаю, а оттуда разошлись на запад, север и восток. Летописец говорит, что различные племена приняли названия тех мест, где селились, а также сообщает, что славяне, севшие у озера Ильмень, предпочитали называть себя именно славянами и свой город назвали Новгород. Интересно тут то, что про города других славян летописец не пишет, из чего можно заключить, что ильменские славяне отличались какой-то особой гордостью за своё происхождение, не хотели слиться с землёй, на которой осели, а продолжали считать себя потомками (или колонистами) великого народа, пришедшими на новое место, в знак чего и город назвали Новым (был, видимо, и Старый). Видимо, и городом своим как-то особенно гордились, что не считали его ровней другим городам. Даже летописец с этим не спорит. Может, он действительно занимал какое-то особенное положение? Может быть, для других славян город был лишь убежищем на случай нападения, местом торга, ремёсел, да решения общих вопросов (то есть местом несамостоятельным, зависимым от округи)? А Новгородцы были принципиальными горожанами, сделавшими округу зависимой от себя?
Вспоминается, что у греков (кажется, и у финикийцев тоже) был обычай - части городской молодёжи сниматься с места и, отплывая в дальние края, искать хорошего места и строить там город. Интересно, что колонисты очень дорожили своим происхождением, гордились связью с Родиной ("метрополией" - городом-матерью) и всегда помнили, из какого города они родом. Может и здесь мы видим нечто похожее. Во всяком случае новгородцы многими чертами очень напоминают греков - они, видимо, такие же колонисты, они также свободолюбивы, также предпочитают торговлю остальным занятиям, также берегут свои вольности и демократическое устройство, и также пренебрегают местным населением, считая его ниже себя. Я не имею в виду родственных связей между славянами и греками, а всего лишь хочу указать на то, что был в составе славянских племён элемент, по характеру и мировоззрению похожий на греков, в силу чего, видимо, у него сложились и похожие обычаи.
Из этого понятно, почему потомки Рюрика перебрались в Киев, а Олег даже окрестил этот город "матерью городов русских" (метрополией!), будто специально подчёркивая, что не Новгород является колыбелью Руси (хотя именно в него пришёл Рюрик), а Киев. Видимо, неуютно было князьям в вольном торговом городе, не желавшем мешаться с чужими племенами и строить с ними отношения иначе как господину ("господин великий Новгород") с рабами, при этом не желавшем и князей принимать иначе чем как нанятых управленцев.
Здесь мы угадываем (хотя летописец и не говорит об этом прямо) пример того, как национальное ("славяне", а не какие-то там ильменцы!) и корпоративное (вольные торговцы, предприниматели!) чванство препятствует объединению земель и созданию мощной державы с сильным и единым народом. Хотя, очень может быть, что многие со мной и не согласятся.

Далее Нестор повествует о странствиях апостола Андрея. Интересно, что Иларион в своём "Слове" писал о том, что у всех христианских народов есть апостолы, святые покровители и заступники. У славян тоже есть такой покровитель - Владимир, крестивший свой народ. Дальше, правда, Иларион приравнивает его к Константину, своего рода крестителю Рима. А вот Нестор, видимо, задаётся целью показать, что и среди первых апостолов, ближайших учеников Христа, есть у славян свой покровитель - Андрей. Здесь летописец вспоминает и излагает какие-то смутные легенды о странствиях апостола по славянским местам и удивлению его при виде банных обычаев. То, что этот рассказ не является вымыслом видно уже из того, что никаких чудес тут апостол Андрей не совершил, никого особенно не крестил и не поставил епископом, и вообще ничего особенно великого не сделал, благословив лишь холмы, на которых потом появился Киев. Кстати, тут интересный момент: благословение не народа, а места. Конечно, чисто рационально и прагматически тут можно констатировать лишь неуместность помещения малосодержательной легенды в летопись, что как бы придаёт ей местечковый характер ("а у нас... а у нас... а у нас зато сам губернатор мимо проезжали, а когда колесо кареты поломалось, вон на той коряге сидели и платочком обмахивались!.."). Но, если подойти с позиции, что ничего случайного в мире не происходит, можно увидеть в благословении не народа, а места некий символизм. Может быть, указание на то, что само место является исключительно важным и народ будет велик лишь тогда, когда будет достойным хранителем этого места. Ещё одно указание на то, что русский народ создаётся не кровным родством, не политической волей, не жаждой власти или богатства, а служением Истине и выполнением особой миссии. Пока верно служат и хранят - велики и никто не в силах этому повредить. Как только забыли, отчаялись и сами над своим служением посмеялись - тут тебе и падение и нищета и в пределе рассеяние и полное исчезновение.

Автор:  Читик [ Чт 25 окт, 2012 13:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Таким образом, русская идея - это примат нравственности над выгодой в политике, управлении и государственном устройстве. Собственно говоря, давно пришёл к такому пониманию. Но это слишком общо.

Автор:  ArtAltus [ Сб 27 окт, 2012 21:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Ничего себе - общо! Более детальную историческую аргументацию и представить трудно. Не "мыслию по древу", как некоторые, а всё по делу. И это только начало!!! :) Nuadu, не терпится услышать продолжение!

Автор:  Читик [ Сб 27 окт, 2012 22:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

ArtAltus писал(а):
Ничего себе - общо! Более детальную историческую аргументацию и представить трудно. Не "мыслию по древу", как некоторые, а всё по делу. И это только начало!!! :) Nuadu, не терпится услышать продолжение!

Да я не про пост Нуаду писал, а про своё резюме. Автор темы подбирается, подбирается к сути, но не может её выразить афористично. Исторических примеров, причём хороших, может быть много. Но главное - формула "русской идеи". Её пока нет. Я сделал слабую попытку. продолжу изыскания.

Автор:  Nuadu [ Пт 02 ноя, 2012 12:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Да, продолжаем.
Нестор перечисляет "славянские народы на Руси": "поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, северо, бужане, зане седять по Бугу, послеже же волыняне", отмечая, что от полочан произошли кривичи. И перечисляет неславянские народы, "иже дань дают Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимегола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще, от колена Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ".
Интересно как установление своеобразной иерархии: славянские народы "на Руси", а неславянские народы "платят дань Руси"; так и чёткое различие между славянами и Русью. Вряд ли тут имеется в виду княжеская верхушка, скорее здесь слышится предчувствие того, что славяне являются этнической основой Руси, но и другие народы могут войти в Русь, а если будут хранить свою особость - то "платят дань Руси".
После этого рассказывается о взятии хазарами дани с полян и рассматривается пророчество хазарских мудрецов о том, что они взяли дань односторонними мечами, а данники дали обоюдоострые мечи, что говорит о том, что потом они будут брать дань с хазар и других народов.
Тут летописец говорит, что "В лето 6360, индикта 15, [852 год] наченшю Михаилу цесарьствовати, нача ся прозывати Руская земля" и описывает ситуацию. С полян, северян и вятичей брали дань хазары, а с чуди, славян, мери, веси и с кривичей - приходящие из-за моря варяги. Под 862 г. сказано, что "И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети". Однако, ничего хорошего из этого не получилось: "И не бе в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша". Вероятно, гордый Новгород не справился с возложенными на себя задачами, а может, просто устранился от решения проблем (благо чем откупиться от варягов было). (Историки, правда, считают, что Новгород (точнее крепость) возник лишь в 1044 г., что противоречит многократным указаниям летописи, хотя и не отрицают, что славянские поселения в этом районе появились намного раньше).
Далее было принято решение.
"И ркоша: «Поищемъ сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву.» Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ. Да поидете княжить и володеть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее".
Чётко сказано, что общее собрание всех северных племён постановило позвать посредника для выполнения административных и судебных функций, а также для военной защиты. С этой целью послали к варягам, но не просто к каким-то там варягам, а к тем, которые назывались русью. Кто были те варяги по национальности - вряд ли теперь кто-то узнает. Во всяком случае летописец отличает их от шведов, германцев, англов и готов, так что можно думать, что они принадлежали к какому-то западнославянскому племени. Однако, на мой взгляд, это маловажный вопрос. Во-первых, потому, что национальному происхождению тут вообще уделяется мало внимания, а учитывая последующие многовековые смешивания, вопрос полностью теряет смысл. А во-вторых, варягов призвали "рядить по ряду, по праву". И вряд ли по ихнему, заморско-варяжскому. И, скорее всего, варяги-русь, даже узурпировав власть (хотя мне не очень нравится это слово), чтобы не возмущать местное население, должны были руководствоваться местными обычаями и правом. Так что в любом случае, государственность и культура Руси имеет полностью своё самобытное происхождение, несмотря на заимствование отдельных элементов у соседей. И русские варяги (будь они даже и впрямь германцами вопреки летописцу) никак этому не помеха.
Кстати, узурпировали ли власть Рюриковичи? Из того, что эпизод с призванием варягов в летописи (спустя 250 лет) приводится как обоснование законности власти Рюриковичей, заметно, что именно в этом виделось подтверждение их притязаний на верховную власть. Эпизод неоднозначный, его можно трактовать по-разному (в чём мне видится лишнее подтверждение его подлинности). Можно сказать, что славяне наняли себе князей лишь как временных управляющих, не передавая им всю полноту верховной власти. Мне же кажется, что это не совсем верно. Если всмотреться в смысл рассказа, становится заметно, что используемые слова "иже володел бы нами и рядил по праву, по ряду", "да поидете княжить и володеть нами" значат нечто большее, нежели найм охраны. В этом случае сказано было бы "положили ряды", "урядились" чудь, словене, кривичи и вся с варягами-русью, или как-то ещё. С варягами не договариваются об исполнении работы, а приглашают их как инстанцию, стоящую над договорами.
Ну, можно, конечно, утверждать, что летопись специально искажает исторические факты в угоду Рюриковичам. Однако, для этого (для такого тщательного подбора слов) надо иметь чёткое сознание, способное отличать разные политические категории и иметь развитые идеи о верховной власти, суверенитете, т.е. её принадлежности конкретным группам, делегировании власти и т.д. и т.п., т.е. древнерусские летописцы должны были бы обладать современным политическим сознанием, что абсурдно.
Таким образом, понятно, что Рюрик (со своим родом) призывается для того, чтобы 1) "володеть" народом, т.е. занимать положение высшее по отношению к любому обычаю или договору, и именно в силу этого 2) судить "по праву, по ряду" (т.е. по справедливости, по обычаю, и на основе договоров).
Очевидно, что судить, руководствуясь законом, по-настоящему может лишь тот, кто выше закона. Также как владеть инструментом может лишь тот, кто сам не является инструментом. Конечно, в наше время крайне трудно следовать этому чисто логическому принципу, хотя и сейчас существует традиция прибегать к помощи третейских судей, т.е. разбирать споры, подчиняясь решению незаинтересованной стороны. В древние же времена можно было пригласить такую незаинтересованную в делах местных родов сторону (варягов). Именно поэтому верховная власть, являясь высшей инстанцией, к которой можно обратиться, должна быть тщательно отделена от всего остального народа, чтобы сохранять свою незаинтересованность, неподчинённость местным и частным интересам, свободу в стратегическом отношении. Понятно, отсюда, что власть в принципе не может принадлежать представителям политических групп и партий, которые всегда будут осуществлять свою власть прежде всего в интересах своей группы и партии.

Важно, что летописец неявно, но вполне отчётливо проводит идею о том, что именно князья создают Русь. Создают, конечно же, не из ничего, по собственному заморскому усмотрению и произволу, а лишь оформляя имеющиеся местные особенности. Но именно в этом объединении и оформлении и начинает подлинно проступать исторический русский лик. Символично, что князья приносят с собой и само имя, с которым в веках останется и народ и держава.
Здесь видно, что "русь", "русский" - не узконациональное название славян, а общее наименование единого народа, складывающегося из множества народностей и племён, объединённых общей исторической судьбой.
И именно верховная власть поддерживает единство этого народа, этого суперэтноса, придавая оформленность и цельность его устремлениям. Власть и народ взаимодействуют тут как идея (форма) и материя. Народ наполняет движение силой и энергией, власть придаёт ему оформленность и законченность. Всё, из чего создаётся Русь, уже было в живших на восточно-европейской равнине племенах, ничего, кроме имени не приносят призванные на княжение варяги.
Но сборка всех элементов в единую стройную систему - заслуга именно князей. Это видно во всём.
Издревле, с незапамятных времён, жила в народе жажда познания и стремление к письменности. Но только князья окончательно завершают эти хаотические поиски, призвав на помощь Константина и Мефодия, создавшего, наконец, единую для всех славян систему письменности (причём, в двух вариантах, из которых остался тот, который прижился сам).
Издревле славяне, как и другие народы, искали живой Истины Богопознания, стремились к пределу всех совершенств. И только князья завершают этот полный трагических поворотов поиск, произведя сравнение разных религий и выбрав одну, которая наиболее соответствовала народному духу и характеру.
Издревле народы хотели иметь свою историю в зафиксированной форме, не подверженной забвению. И при князьях мы видим возникновение летописания.
Издревле славяне и другие народы искали политического устройства и силы, которая сможет поддерживать мир между всеми по праву, не притесняя никого, но обеспечивая защиту и порядок. И только князья, наконец, создают единую державу, способную никому не давать дани, не мучиться бесконечными набегами и внутренними усобицами.
Конечно, это лишь схема исторического движения. Реальная жизнь всегда была полна трагедий и уклонений от верного пути. И князья далеко не всегда оказывались на высоте своего призвания, устраивая междоусобицы, соблазняясь властью и славой, и разрушая то, что должны были хранить.
С княжеского управления начинает формироваться идея монархической власти на Руси. И мы видим, что Русь всегда будет монархическим государством, даже тогда, когда формально у власти будет находиться группа лиц (сколь угодно многочисленная). Если в этой группе есть признанный лидер с непререкаемым авторитетом - Русь проходит через все испытания, если же такого лидера нет - всё разваливается само собой, даже без значимых внешних угроз.
Итак, летописи дают нам все три предпосылки для формирования русской идеи, мы видим, как эти слагаемые будущей русской идеи обсуждаются, сначала не вполне отчётливо, потом всё яснее:
1. Идея принятия Истины (в те времена - православия), которое духовно и идейно объединяет народ и открывает ему место среди других народов мира.
2. Идея самостоятельной и единой верховной власти, монархии, которая неподотчётна местным судам и органам управления, но ограничена нравственной идеей. Монарх представляет собой инстанцию, сохраняющую мир, т.е. он выступает в качестве военного вождя, дипломатически соотносится с окружающими народами, а также творит верховный суд и поддерживает равновесие политических и экономических сил внутри общества, оставаясь независимым и незаинтересованным в местных делах лицом.
3. Идея собирания племён в единый народ. Племена могут иметь свои обычаи, но должны принимать общую судьбу страны, иметь общий духовный стержень, одинаковые с другими высшие ценности. Т.е. должны отождествлять себя с Русью, с русским народом и государством. Если же они желают сохранить своё своеобразие и остаться отдельным племенем, они неизбежно будут испытывать давление, стесняющее их и лишающее возможностей развития, "платить дань Руси", поскольку фактически всё равно пользуются всеми благами коренного населения (правосудием, безопасностью и пр.), а быть частью единого организма не желают.

Автор:  ArtAltus [ Пн 19 ноя, 2012 21:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

«Русская идея не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего... Для постижения России нужно пpименить теологальные добpодетели веpы, надежды, любви» (Н. А. Бердяев).

Автор:  Nuadu [ Пн 19 ноя, 2012 21:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

С Бердяевым нужно осторожно. Он, бывало, заговаривался... :) В этом высказывании, на мой взгляд, есть рациональное зерно, если понять его в том смысле, что для России цель не в обладании материальными благами или властью, а в предельном напряжении сил для воплощения какой-то невероятно высокой идеи вроде Правды. В то же время, здесь то, что хотел сказать сам Бердяев, всё время ускользает, скрывается за знакомыми общими словами "вера", "надежда", "любовь"... Вёрткий какой-то у него смысл, никак не ухватишь...

Автор:  ArtAltus [ Пн 19 ноя, 2012 21:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

"Верткий" как сама идея. Или "общий". Или "всеобъемлющий". Наверное, чем грандиознее тема, тем расплывчатей её очертания.

Автор:  ArtAltus [ Пн 19 ноя, 2012 21:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Nuadu, без разговора о параллельном с идеей формировании "русского характера" и идеала или мечты никак не обойтись. :)

Автор:  Nuadu [ Пн 19 ноя, 2012 23:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Конечно. Я всего лишь имел в виду, что Бердяев из всех русских философов был наибольшим любителем порассуждать. Причём порассуждать без всякой конкретики. Там, где другие анализировали русскую историю и обычаи, собирали песни и сказки, где третьи создавали конкретные художественные образы, сочетавшие в себе несочетаемое, где четвёртые собирали детали политических идей и ценностей в чёткие формулировки, Бердяев лишь выдувал радужные фантомы.
Но это лишь к слову. Бердяев просто, помимо прочего, человек крайностей - сначала говорил одно, потом прямо противоположное... Договорился до какой-то свободы, предшествующей Богу...
Впрочем, все мы в наше время, немного бердяевы... и даже слишком много бердяевы...

Автор:  ArtAltus [ Вт 20 ноя, 2012 17:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

:D Это точно!!!
...надо собраться с мыслями. :)

Автор:  B-52 [ Ср 21 ноя, 2012 13:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Nuadu писал(а):
Да, продолжаем.

3. Идея собирания племён в единый народ. Племена могут иметь свои обычаи, но должны принимать общую судьбу страны, иметь общий духовный стержень, одинаковые с другими высшие ценности. Т.е. должны отождествлять себя с Русью, с русским народом и государством. Если же они желают сохранить своё своеобразие и остаться отдельным племенем, они неизбежно будут испытывать давление, стесняющее их и лишающее возможностей развития, "платить дань Руси", поскольку фактически всё равно пользуются всеми благами коренного населения (правосудием, безопасностью и пр.), а быть частью единого организма не желают.

Вот с этим соглашусь, от части!

Автор:  ArtAltus [ Ср 21 ноя, 2012 17:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

"Они хотят взорвать наши умы страхом, парализовать нашу волю. Как же избавить нас от комлекса затравленной жертвы, если смерть и в самом деле может быть везде? Мужество может вернуть только религиозное мировоззрение. Потому что только оно вообще способно избавлять от страха смерти. Только религия позволяет смотреть через смерть – дальше. Без веры в Божий Промысел и в даруемую Им Вечность сегодня уже затруднительно пересекать границы метро и аэропортов." А. Кураев.

Это к первому пункту, выделенному автором темы. "Идея принятия Истины". Без этого идея, как ИДЕЯ, мертва.

Автор:  Nuadu [ Пт 23 ноя, 2012 19:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

B-52, какое отношение к теме имеет размещённый Вами ролик - кусок новостной передачи об собрании мусульман на улицах Москвы? Эта тема для обсуждения русской идеи, а не культуры поведения религиозных людей в крупных городах.
ArtAltus, аналогично.

Автор:  B-52 [ Пт 23 ноя, 2012 21:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Nuadu писал(а):
B-52, какое отношение к теме имеет размещённый Вами ролик - кусок новостной передачи об собрании мусульман на улицах Москвы? Эта тема для обсуждения русской идеи, а не культуры поведения религиозных людей в крупных городах.
ArtAltus, аналогично.

Ваш пункт три!
Цитата:
3. Идея собирания племён в единый народ.

Он полностью соответствует этому ролику, так же как и политике президента и правительства! А разьве не так? :roll:

Автор:  Nuadu [ Сб 24 ноя, 2012 18:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

B-52, в отсутствие с Вашей стороны разъяснений связи между идеей собирания племён в единый народ и новостными роликами о мусульманах, я принимаю, что таковой не имеется. Таким образом, Ваши сообщения в данной теме представляют собой оффтопик. Соответствующие выводы сделайте, пожалуйста, сами.

Автор:  Nuadu [ Вт 27 ноя, 2012 19:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Недавно мне попалась замечательная статья. Она небольшая и я не могу удержаться от того, чтобы привести её целиком. К тому же она крайне актуальная и как нельзя лучше подходит к нашим дискуссиям в этой теме. Как вы думаете, кем она была написана и когда?
Итак.
Цитата:
О русском воззрении
Недавно одно выражение, употребленное в объявлении о «Русской Беседе», подало повод к нападениям и толкам. Выражение это: русское воззрение. Оно точно не было объяснено, потому что это казалось излишним, и предполагалось, что оно не затруднит ничьего понимания. Однако послышались возражения такого рода: «Воззрение должно быть общечеловеческое! Какой смысл может иметь русское воззрение?» Но неужели можно было думать, что в программе «Русской Беседы» предполагалось такое русское воззрение, которое не будет в то же время общечеловеческим. Подобного мнения, конечно, нельзя допустить, особенно со стороны тех людей, которым придают название славянофилов, которые обвиняются в пристрастии будто бы к России и которые, конечно, не захотят лишить ее высшего достоинства, т.е. человеческого.
Теперь скажем о самом выражении, так странном для некоторых. Разве воззрение народное исключает воззрение общечеловеческое? Напротив. Ведь мы говорим, например: английская литература, французская литература, германская философия, греческая философия. Отчего же это никого не смущает? А ведь в литературе, в философии, если она английская, немецкая и т.д., выражается и воззрение народное. Все это признают. А если признают за другими народами, то почему не признать и за русским?
Если народность не мешает другим народам быть общечеловеческими, то почему же должна она мешать русскому народу? Дело человечества совершается народностями, которые не только оттого не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержанием, возвышаются и светлеют и оправдываются как народности.
Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение – значит лишить его участия в общем деле человечества.
Мало того: тогда только и является произведение литературы или другое какое, вполне общечеловеческим, когда оно в то же время совершенно народно. «Илиада» Гомера есть достояние всемирное и в то же время есть явление чисто греческое. Шекспир есть поэт, принадлежащий всему человечеству и в то же время совершенно народный, английский. А именно этой-то народности, этого-то самобытного воззрения и недостает нашей умственной деятельности; а оттого, что в ней нет народности, нет в ней и общечеловеческого. Мы уже полтораста лет стоим на почве исключительной национальности европейской, в жертву которой
приносится наша народность; оттого именно мы еще ничем и не обогатили науки. Мы, русские, ничего не сделали для человечества именно потому, что у нас нет, не явилось, по крайней мере, русского воззрения. Странно было бы нападать из любви к народности на общечеловеческое: это значило бы отказывать своему народу в имени человеческом. И конечно, таких нападений нельзя ожидать от «Русской Беседы», считающей, по смыслу своей программы, общечеловеческое – народным русским достоянием.
В чем же спор? Постараемся представить его в настоящем свете. Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами.
Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет свое значение. С одной стороны, т<ак> н<азываемые> славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак, наоборот, т<ак> н<азываемые> славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету.
Вот настоящее положение вопроса. Но противники наши едва ли и перед собой захотят с этим согласиться.
А теперь, внимание, правильный ответ: статья написана Константином Аксаковым ещё в 1856 году. И за полтораста лет ещё не перевелись люди, которые и теперь изрекают те же самые возражения...

Автор:  BUR [ Вс 05 янв, 2014 21:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

К сожалению, ВСЯ РУССКАЯ идея сейчас формулируется в одно слово - деньги.........

Автор:  F o X [ Вс 05 янв, 2014 23:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Тебе не хватает? :mrgreen:

Автор:  BUR [ Вс 05 янв, 2014 23:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

F o X писал(а):
Тебе не хватает? :mrgreen:

Наоборот уважаемая. Даже удается немного помогать -

http://zoo-kr.ru/Dobryie-dela/podarki-dlya-detskogo-doma.html

http://zoo-kr.ru/Pomogite-delom/kak-my-darili-radost.html

и это только малость, что просили опубликовать..........

Автор:  F o X [ Вс 05 янв, 2014 23:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Так ты у нас Крёз :mrgreen:
(хотя, судя по помоям, что ты на меня вылил, НЕ ХВАТАЕТ. (и КРУТО :wink: )

Автор:  4Серый [ Вс 05 янв, 2014 23:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

F o X писал(а):
Судя по помоям, что ты на меня вылил, НЕ ХВАТАЕТ. (и КРУТО :wink: )

судя по тем помоям,которые вылила ты на него-тебе не хватает ещё больше.
З.Ы.ничего личного

Автор:  BUR [ Вс 05 янв, 2014 23:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

F o X писал(а):
Так ты у нас Крёз :mrgreen:
(хотя, судя по помоям, что ты на меня вылил, НЕ ХВАТАЕТ. (и КРУТО :wink: )

Уважаемая, вы меня с собой не путайте.

Автор:  F o X [ Вс 05 янв, 2014 23:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

BUR писал(а):
Уважаемая, вы меня с собой не путайте.

Мои соболезнования. (не каждому удаётся вести себя так, что можно спутать с женщиной) :facepalm:

Автор:  BUR [ Вс 05 янв, 2014 23:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

F o X писал(а):
BUR писал(а):
Уважаемая, вы меня с собой не путайте.

Мои соболезнования. (не каждому удаётся вести себя так, что можно спутать с женщиной) :facepalm:

Уважаемая, для вас длинные тексты - проблема. Читайте в заключении статьи -
http://zoo-kr.ru/Bud-bditelen/kak-mozhno-sdelat-zoozashchitu-pribylnym-vidom-biznesa.html

Автор:  F o X [ Вс 05 янв, 2014 23:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

F o X писал(а):
не каждому удаётся вести себя так, что можно спутать с женщиной
:D Что и требовалось доказать.
(а помойку я не читаю. ПРИНЦИПИАЛЬНО.) :wink:

Автор:  BUR [ Вс 05 янв, 2014 23:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

F o X писал(а):
F o X писал(а):
(а помойку я не читаю. ПРИНЦИПИАЛЬНО.) :wink:

Я про Пушкино - форум, где вы блещите своими исключительными познаниями в сфере животных.
Нарушаете принцип номер - 8 . В статье -
http://zoo-kr.ru/Bud-bditelen/kak-mozhno-sdelat-zoozashchitu-pribylnym-vidom-biznesa.html

Автор:  F o X [ Вс 05 янв, 2014 23:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Серёг, а чего тебе дался этот форум и мои познания? :?: :roll:
(обратил бы лучше внимание на гроб у себя на главной (ДИЗАААААЙНЕР :facepalm: )

Автор:  BUR [ Вс 05 янв, 2014 23:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

F o X писал(а):
F o X писал(а):
(а помойку я не читаю. ПРИНЦИПИАЛЬНО.) :wink:

Тут вообще тема Русской идеи - нечего сказать по существу.....
Ваши коты в другой теме.
Вам обязательно во всех темах засветиться.. :idea:

Автор:  F o X [ Вс 05 янв, 2014 23:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Русская идея

Ну я ш должна как-то оправдывать свой статус) :mrgreen: :troll:

Страница 4 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/